ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.
Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.
Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:
красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу,
оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле,
уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
ёлочки — олицетворение мужской силы,
мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.
Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…
М езенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.
Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишовы.
- Пермские боги
- Как научиться читать иконы
- История филимоновской игрушки
Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.
Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого — они воскресили роспись, практически забытую в военные годы.
В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера.
В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.
Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, тип росписи деревянных прялок и утвари — ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 в. в низовьях реки Мезень.
Показать полностью… Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 в., выполненных в мезенском регионе.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в. Предметы густо испещрены дробным узором — звездами, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце 19 в. мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский
Из Тиманского камня гранитного вытекает Мезень-река великая. Там лежит камень красный — огненный. Как расколется камень огненный — возвратится к вам Память Древняя, и очнутся от сна глубокого все народы, большие и малые, но века минуют до этого.
Велика ты, река Мезень! Берегами твоими стоят сосны могучие, ели темные, а к воде самой выходят звери невиданные, страшные — на большие отмели песчаные. Привольно течешь ты, Мезень, среди лесов хвойных. То всадники скачут твоими берегами, то кони свободно пасутся у пашен. Раздольна ты, река Мезень! Идут по тебе струги разбойничьи, байдары зырянские. Сидят в них люди молчаливые, глядят в воды твои темные. Здесь лежит страна древняя — Биармия. Страна древняя — зачарованная.
Я думаю, что земля Подвинья, Мезени и Печоры хранит много чудесного, таинственного, подобного раскрытым загадкам славянской Трои, и это знание далеко раздвинет границы понимания русской истории. Я вновь и вновь вспоминаю символику, культовые знаки родного края, что окружали меня с детства — головы оленей и коней на охлупнях крыш, гривастые львы и солнца на фронтонах изб, двухголовые головы на ковшах-братинах, свастики, орлы, звезды, бабы роженицы на кружевах, вышивках, подзорах, рукавицах и носках, глиняные и деревянные Полканы (кентавры), — и предполагаю, что не новгородцы принесли в Поморье священные арийские символы предавнего мира, а это чудь белоглазая — реликт русов, сохранила их, как дар забытых предков. Нам теперь не отыскать присутствия средь нас чуди белоглазой; но мы должны понимать сердечной памятью родства, что это и был самый древний корневой и коренной русский народ Поморья
Мезень — Бог Межи Мезень-Бог полевой, на меже он в дозоре стоит, и за Правдою зорко следит. Бог Межи — пограничник суровый, не кого не пропустит чужого, ни сокола, ни кречета, ни конного, ни пешего. Та межа, межъ светом и тьмою проложена, между правдой и кривдой прорублена, между жизнью и смертью стелится, межъ добра и зла извивается. На Меже светлый день начинается, на Меже Земля с Небом венчаются. Эту песню нам Вещий Боян проиграл, мы её для тебя записали. Ты, конечно — же, всё для себя осознал, извини, коль не всё передали
Порой в искусстве встречаются удивительные явления. Эффект красочного многоцветия достигается при помощи скупой, даже аскетичной палитры. Всего два цвета — красный и чёрный. А создают они яркий, причудливый и загадочный мир. Такими предстают произведения в стиле мезенской росписи. Это старинный народный промысел, у которого немало загадок.
Вереницы коней и оленей — они мчатся из далёких эпох в будущее. Но что за тайны несут с собой — это многие исследователи пытаются разгадать. А вопросов по-прежнему больше, чем ответов.
Наверное, однозначных трактовок здесь и нет. Могут ли таковые быть — очень непростая дилемма. Композиции похожи на наскальную живопись. Ещё можно уловить сходство с рисунками на античных вазах. Возможно, имело место взаимное проникновение культурных традиций.
Между тундрой и тайгой
Родиной этого самобытного промысла считается село Палащелье, что расположено на берегу реки Мезень. Поэтому встречается и другое название росписи — палащельская. Суровая природа словно отпечаталась в рисунках. Граница тайги и тундры как будто нарисована на символичных картинах. А река Мезень, что протекает между Северной Двиной и Печорой, захлестнула своими холодными волнами живописные композиции.
Однако древние изделия промысла не сохранились. В рукописных книгах встречаются рисунки с мотивами мезенской росписи. А самый ранний образец предмета быта — расписная прялка — относится к 1815 году. Первое же упоминание о такой росписи зафиксировано в документах 1906 года. Разделочная доска
Фото: ru.wikipedia.org
Любопытно, что на изделиях часто указывалось имя мастера, что для крестьянского искусства — большая редкость. Известны семьи умельцев Аксёновых, Федотовых, Новиковых, Кузьминых, Шишовых.
В 20-е годы XX века наступает угасание промысла. Возрождение началось в 60-е годы. Во многом это заслуга потомков старых мастеров. Много сделали Федот Федотов, Степан и Иван Фатьяновы.
В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» налажен выпуск сувенирной продукции с мезенской росписью. Другим центром стал Северодвинск. На предприятии «Декор Севера» сохраняются и развиваются традиции разнообразных промыслов, в том числе мезенской росписи. Фото: Источник
Между мирами
Композиции часто разделены узорчатыми полосами на три части. Верхняя олицетворяет небо, средняя — землю, а в самом низу — подземный либо подводный мир. Такое деление мироздания исследователи связывают с шаманскими традициями северных народов. Есть и другие, более таинственные поверья. Например, разные ярусы могут символизировать связь между мирами живых и мёртвых.
Конь — традиционный солнечный символ. Он олицетворяет утреннюю зарю. Очень часто на композициях мчатся целые вереницы коней. А рядом нередко можно увидеть утку. Это — не просто птица: она вечером уносит солнце под воду, откуда ему предстоит подняться на рассвете. Фото: Источник
Олень — также один из ключевых образов мезенской росписи. Как и конь, он связан с Солнцем. Рога оленя ассоциировались с Древом Жизни, а сам он был посредником между мирами. Олень — символ благородства, возрождения. В славянских поверьях он провожал души умерших в потусторонний мир. Это — приобщение к новой реальности, обретение мудрости и чистоты помыслов.
Квадраты, линии, спирали…
На композициях встречаются разнообразные графические знаки. Всё пронизано глубокой символикой — каждый штрих имеет значение.
Прямые линии и квадраты олицетворяют земную, а иногда и небесную твердь. Что конкретно они означают — можно понять по расположению. Вверху — небо, в среднем ярусе — земля. Очень часто присутствуют и символы воды — волнистые линии. Косые же — это дождь: он соединяет небесную сферу с земной.
По рисункам часто разбросаны спирали. Символика у этого знака невероятно многообразна. В нём, как в пружине, сокрыта особая энергия. Это и галактики, и движение Солнца по небосводу, и зимняя метель, и водоворот. А ещё — развитие, осознание важных истин и переход на следующий виток жизни. Элементы мезенской росписи
Фото: Источник
Рисунки пронизаны стихией огня. Это подчёркивают сами цвета — красный и чёрный. Как будто языки пламени танцуют вокруг обгоревших дров костра. Картины наполнены огненным темпераментом, но при этом сдержанны. Что-то удерживает это буйство и не даёт разыграться неудержимой страсти. Часто встречаются кресты — у этого знака есть многообразные графические варианты. Они символически отображают Солнце и тепло.
Мезенская роспись — как нарисованное стихотворение с причудливым ритмом и своеобразной рифмой. Это и живописные композиции, и таинственные письмена, в которых зашифрованы загадочные послания минувших эпох. Каждое произведение — как лист удивительной книги. Исследователи предлагают толкования символов. А каждый из зрителей может увидеть нечто своё — не похожее на то, что открылось другим.
При взгляде на предметы, украшенные чётким графическим рисунком, в душе словно рождается музыка – ритмичная и очень светлая. В этой кажущейся простоте каждый листик, зверюшка и птичка находятся именно там, где они должны быть, чтобы передать нам послания предков в виде воя ветра, тишины леса и хрустального перезвона реки. Мезенская роспись – один из старинных художественных промыслов с глубоко символичным орнаментом.
Регион происхождения
Украшать предметы быта мезенской росписью начали в Архангельской области. На границе тайги и тундры между Северной Двиной и Печорой находится река Мезень. На её берегу расположена деревня Палащелье, упомянутая в 1906 году как центр росписи по дереву. Поэтому в энциклопедиях по искусству зачастую можно встретить второе название – палащельская. Но в итоге в отношении к этому художественному промыслу прижилось определение, связанное с регионом.
Мезенская роспись считается относительно молодым промыслом лишь на основании того, что прялки и короба с этими узорами стали распространяться в XIX веке. Однако стоит приглядеться к наскальным изображениям на берегах Белого моря и Онежского озера, чтобы отметить некоторую схожесть рисунков. Скорее всего, народные художники вдохновлялись древними образами северных племён.
Особенности росписи
Испокон веков мезенской росписью занимались только мужчины, передавая из поколения в поколение традиции этого искусства. Мезень писалась растворённой сажей и красной глиной, наносилась на поверхность как правило пером или остро заточенной палочкой, поэтому линии всегда были строгими и чёткими. Затем изделие покрывали слоем олифы – золотистого масла.
Что символизируют узоры
Традиции и мифология народов севера России нашли своё отражение в мезенской росписи. Многоярусность узоров пришла из мировоззрения шаманов – подземный, наземный и небесный миры наполнены символичными орнаментами. Квадраты изображают землю – плодородие, защиту и само происхождение человека из праха или глины. Волнистые линии и косые штрихи означают источник жизни – воду. Как носившийся над бездной прежде сотворения мира ветер, по пространству росписи разбросаны короткие штрихи – так обозначали воздух, жизненный первоэлемент. Огонь по своей природе стремится к кругу – он рождается, питается, живёт и умирает, а затем появляется вновь. Это отразилось в мезенской росписи в виде спиралей, заключённых в рамки орнамента.
В народном искусстве часто можно встретить изображения приносящих добрые вести птиц – и мезенская роспись не стала исключением. Они свободно парят на верхних ярусах рядом с обозначенными «окнами», через которые происходит общение с высшими силами. С пернатыми перекликаются изображения коней – их противоестественно длинные и тонкие ноги на концах украшены перьями. Красно-оранжевые животные не следуют покорно друг за другом – они стоят на дыбах в напряжённом противостоянии на средних ярусах. Внизу те же лошади окрашены в чёрный цвет – искусствоведы предполагают, что они символизируют мир мёртвых, о чём свидетельствуют и солярные знаки на их телах.
После войны мезенская роспись, как и многие другие народные ремёсла, практически исчезла – стране было не до прялок и корзинок. Отдельные мастера ещё расписывали предметы – но уже не для покупателей, а для сохранения традиций. Возможно, именно это и спасло увядающий промысел – в наши дни в Архангельске и Северодвинске налажено производство сувениров с мезенской росписью. Украшения хороши, в основном выполнены искусно, но ушла прежняя графичность – это связано с тем, что чёткие перьевые контуры уступили место более мягким кистям. Образы уже не рассказывают истории из жизни северных земель – значения узоров и их взаимная связь утрачены. Однако имитации этого старинного промысла выглядят вполне достойно, и ими охотно украшают интерьеры.
Путешествие по России: Архангельская область
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.
Познакомьтесь с инфощитом, посвящённым Архангельской области, рассмотрев все указанные на нём достопримечательности, знаковые места, памятники и явления. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!
На стыке науки и непознанного
Мезенская роспись – это один из наиболее древних народных промыслов. Она украшала различные предметы быта, избы изнутри и снаружи, мебель. Свое название роспись получила от реки Мезень, что протекает в Архангельской области. Местом ее рождения считается село Палащелье, потому ее второе, но более редкое название, Палащельская роспись.
Первое упоминание относится к 1906 г.
Что такое Мезенская роспись?
Мезенская роспись – это оригинальный узор, который непохож ни на какие другие. Простая красота ее притягивает взгляд заставляет рассматривать, любоваться, завораживает. Каждый элемент росписи символичен и имеет свое сакральное значение.
Можно увидеть зверей и птиц, растения, геометрические фигуру, ломанные линии, плавные. Роспись ведется в двух цветах: красном и черном. Для этого первоначально применяли сажу – черный и охру для красного, позднее ее заменили суриком. После чего покрывали олифой деревянный предмет, и он приобретал приятный золотистый цвет.
Рисунок наносился либо специальной палочкой – тиской, либо кисточкой из человеческого волоса или тонкими перьями глухаря или тетерева. В современном виде применяют обычные художественные кисти и краски.
Символизм мезенской росписи
Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть на самом верху – это мир духов.
При этом кони являются символом плодородия (не только урожая на полях, но и деторождения).
Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху. Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля — это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном случае, в виде повторяющего знака «квадрат»
Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется косыми чертами – это и дождь, и снег, и град. Волнистая линия, которая может быть водой всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки, а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.
Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента. Также они могут означать духов.
Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.
Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя» в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской росписи его изображают в виде спиралей.
В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей, уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.
Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости – это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том, что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)
Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо гривы – рога.
Мезенская роспись для детей
Мезенская роспись популярна и сейчас. С большим удовольствием ей занимаются дети: она простая в освоении, легко делать оригинальные рисунки, следуя несложным правилам. Главное давать мезенскую роспись детям поэтапно. Да и взрослые не отстают: не имея даже художественного таланта легко расписать домашнюю утварь, сделать оригинальную посуду, украсить мебель. Применяется она как основа для создания орнаментов для вышивки.
Алла Мокрецова
Знакомство детей с историей родного края. Мезенская роспись
Зародилась Мезенская роспись в селе Палощелье, на реке Мезени. Стоит село на высоком берегу и такой обрывистый берег в тех местах называют «щельей». В том месте на берегу выступают голые красные глины из которой делали краску для росписидеревянных изделий таких как: короба, сундуки, шкатулки, грабли, решета, солонки, чашки, ковши.
Занимались росписью только мужчины. Дерево для изделий заготовляли зимой, потому что весной сосна смолой заплывает, а расписывали изделия летом перед ярмаркой.
В росписииспользуется два цвета: красный – добывали из глины и чёрный – делали из сажи, а чтобы краска была прочнее, разводили её в растворе лиственной смолы. После росписи изделие покрывали олифой и она придавала росписи золотистый отлив.
Мезенская роспись сильно отличается от остальных росписей – она полна символики и похожа на рисунки первобытных людей. Основная её особенность – расположение рисунка в полосе и ярусность построения композиций, она была трёхярусной и соответствовала трём мирам.
Небесный – птицы и бёрдо.
Наземный – кони и олени.
Подземный – кони, птицы
Свободное поле заполняется множеством завитков, крестиков, звёздочек, кружков.
Бежит, спешит истории река.
Проходят годы и века,
А наши дети узнают
Какой в те давние века был труд.
Используемая литература: Изместьева Л. А. «Мезенская роспись» Архангельск 1992г.
Рогозина Н. И., Попова О. Т., Загайнова Н. А., Смирнова О. М., Костина Л. Н. «Бабушкины уроки» Архангельск 1997г.
Мезенская роспись Мезенская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские.
Схема составления описательного рассказа о городецкой росписи 1. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать.
Тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся в низовьях реки Мезень
Палащельская роспись по дереву
Этот тип народной росписи называют «мезенская» или «палащельская». Фактически, оба названия правильны, первое происходит от названия местной речки Мезень, второе — от названия селения на берегах этой речки — Палащелье, жители которого и начали расписывать прялки и домашнюю утварь особым образом.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
А вот само село, его возникновение, датируется XVI веком. Возникло оно на месте старого, сгоревшего и название связывают с пожарищем. «Пал» — спалёное, сгоревшее место.
Особенности
Первой особенностью палащельской росписи является то, что занимались ею только в одном месте — селе Палащелье на Средней Мезени и только мужчины.
Второй особенностью можно назвать необычные изображения, немного похожие не наскальные росписи. Кони, лоси, утицы и курочки обрамлены своеобразным геометрическим орнаментом.
Традиционно в этой росписи используется только два цвета — карминово-красный и чёрный. Получали краски для росписи из природных, доступных в той местности материалов — глины и сажи. Для лучшего сохранения рисунка его покрывали олифой, благодаря чему фон приобретал золотистый цвет.
Черные элементы росписи выполняли глухариным пером, а красные кистью из беличьего ушного волоса. Сначала рисовали красные составляющие, потом чёрные. Роспись относится к графическим типам.
Важно отметить, что истиным цветом является именно красновато-пурпурный, скорее карминовый, а не красный. В наше время всё больше используют просто красную краску, отходя от традиций и забывая, что изначально природное происхождение красителя — глина.
Символика
В мезенской росписи очень много символизма, имеет значение каждый элемент. Основным изделием были прялки, изготавливая которые, мужчины старались через орнамент передать, своего рода, пожелания, о чём-то рассказать.
Каждый мастер использовал свои устойчивые сочетания элементов.
В основе декора мезенской прялки находятся фризы ,или ярусы, разделённые лентами — бёрдами. Ленты состоят из сочетания простых геометрических фигур: треугольники, квадраты, ромбы и т.д., заполненных устойчивыми элементами.
Роспись по бересте. Мезенская роспись.
В Верхней части прялки, в окружении «курочек», обычно размещали «окно». Оно представлено в виде рядов прямоугольников под названием «решетка», заполненных элементами геометрического орнамента.
В средней и нижней части прялки, между лентами орнамента, размещали коней и оленей, а также бытовые сюжеты: охота, оленеводство, морские промыслы.
Центр росписи
Формирование центра художественного ремесла относится к концу XVIII–ка. В 1865 году в Палащелье промыслом занималось 30 мастеров, а в первое десятилетие XX века уже 48 мастеров. Тогда и сформировалась система палащельской росписи.
К концу 1920-х годов промысел угасает, очевидно с образованием колхозов и появлением сельскохозяйственных заработков.
На сегодняшний день роспись переживает свое новое рождение и приобретает свою былую популярность, но уже в большей степени как сувенирная продукция.
Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что не характерно для крестьянского искусства, где художники, как правило, были анонимны.
Сохранились фамилии: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
Возрождение
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище.
В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью, хотя и немного адаптированной, изменённой под современную жизнь.
Помимо этого, этому виду росписи обучают на курсах, в школах и профессиональных училищах.
Авторские права
Приглашаем приобрести изделия мастеров мезенской росписи в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Мезенская роспись — самобытный узнаваемый орнамент. Она украшает деревянные предметы крестьянского быта: прялку, санки, короба, ложки. Стиль завораживает красотой, изяществом несмотря на скупость форм, цветов. Мезенская роспись, элементы которой флора, фауна, геометрические фигуры, зародилась в начале XIX века, в Архангельской области, на берегу реки Мезень.
Штрихи, завитки, волны придают узорам динамичность, дикость, вдыхают жизнь. Роспись перекликается с наскальными рисунками, древнегреческими мотивами. Исследователям не известно происхождение мезенского почерка. Ремесло относится к графическим стилям письма, однако содержит и кистевые элементы, как городецкая роспись. Обводки, спирали создают движение: бег коней, полет птиц, дуновение ветра.
Знаете ли вы, что в старину промысел был мужским делом? Это объясняет распространенную тематику – охота, рыбалка. Она выполнялась охрой, сажей по дереву, с использованием пера глухаря.
Поэтапный процесс создания изображения включает нанесение красного цвета, затем черного. Сегодня рисовать мезенские мотивы – удел женщин. Это отражается на стиле: появились завитки, волны, мягкие формы. Мастера не пользуют трафарет, наносят линии без подготовки. Узнаем, какие послания зашифрованы в исунках.
Символика узора
Красные кони, олени, уточки, ромбы, спирали – традиционные элементы росписи. Они берут начало из жизни, мифологии, истории. Каждая картинка символична. Расшифровка стратовала с 1960 года и продолжается сегодня. Главное послание – защита от зла, пожелание блага.
Элементы имеют реальный и иносказательный смысл. Они размещаются в 3 яруса:
- наверху – божественный мир;
- посередине – материальная жизнь;
- внизу – подземное царство.
Горизонтальные полоски-бёрда разделяют уровни. Обитатели верхней сферы – птицы, солярные знаки, среднего и нижнего – кони, олени.
В росписи используются 2 цвета. Черный символизирует смерть, космос, печаль, красный – жизнь, радость. Стихии земли, воды, воздуха, огня играют большую роль в мезенских рисунках. Прялки, туески сверху донизу испещрены волнами, спиралями, символизирующими природные явления.
Интересны знаки изобилия и плодородия
Вспаханное поле, семена, растения, плоды – символ зарождения жизни, богатства. Элементы украшают ложки, свадебные одежды, обереги.
Расшифруем несколько посланий:
- два оленя с перекрещенными лапами и мировое Древо – пожелание счастливой жизни молодоженам;
- два коня рядом с елью – охранный знак для семьи;
- перекрещенный красный ромб с красными точками – плодородие.
Каждый мастер вкладывает свой смысл в изображение, поэтому рисунки уникальны.
Узоры в прямой клетке
Квадраты, кресты, свастики, треугольники, завитки – основа орнаментов мезенской росписи. Крошечный фрагмент несет послание – пашня возделана, урожай собран.
Простые элементы
Прямые линии, спирали, волны используются в рисунке как самостоятельные и вспомогательные части.
Некоторые обозначения простых фигур в мезенском письме:
- прямая красная линия – земля;
- черная волна между двух красных полос – почва, орошенная водой;
- штрихи, завитки — уздечки, грива, хвост, шерсть животных.
Интересно, что исследователи промысла интерпретируют спирали как изображения змей.
Узоры в косой клетке
В прямоугольники вписаны завитки, волны, черточки. Орнаменты в косой клетке отражают проявления природных стихий, таих как дождь. Рисунок отличается ритмическим чередованием элементов.
Ленточный орнамент
Орнамент открывает большие возможности для построения композиций. Рисунок выполняется поэтапно. Кистью проводится красная граница элемента, затем черной краской наносится узор: возделанная земля, ростки, пробившиеся сквозь почву.
Декоративное изображение птиц
Пернатые – символ доброй вести, тепла, богатства. Это души предков, готовые прийти на помощь. Птицы обитают в первом ярусе композиций, в близости к Небесам. Уточки, лебеди, гуси обозначаются красными мазками. Черным цветом прорисовывается окантовка, перышки. Уточка следит за мировым порядком, тесно связана с солнцем. Она уносит светило на ночь под воду и охраняет до утра. Лебедь – символ стихии воздуха и воды.
Декоративное изображение деревьев и цветов
Семена, ростки, деревья – знак плодородия. Образ ели – нередкий участник орнаментов. Он изображает тайгу. Растения имеют вытянутые силуэты. Это характерно для хвойной растительности Мезени. Елочки – вертикальные палочки с веточками в виде штрихов и корнями-спиральками. Дерево изображается как основной элемент либо в сочетании с другими. Сакральный смысл ели – мужская сила, продолжение рода. Флора чаще всего изображается в композиции с фауной.
Декоративное изображение животных
Кони, олени – главные персонажи росписи. Красные прямоугольные торсы дополняют гривы, хвосты, рога в виде черных штрихов, спиралей. Мелкие элементы создают стремительное движение животных. Парнокопытные обитают в среднем и нижнем ярусе. Они помогают возделывать пашню, охотиться. Образ зверей имеет сакральный смысл. Лошадь символизирует ход солнца по горизонту, олень – предвестник счастья.
Мезенская роспись, ее элементы занимают умы мастеров и исследователей. Они расшифровывают мезенский почерк, сохраняют, культивируют технику письма. В художественных школах проводятся занятия для детей. На мастер-классах обучающиеся знакомятся с основами промысла, используют для тренировки шаблон.
Современный характер письма претерпел изменения. Он стал мягче, исчезла графичность. Это видно на фото в изданиях О. Кругловой «Русская народная резьба и роспись по дереву». Сакральный смысл символов из глубины веков остался.
Ярмарки народных умельцев и интернет-магазины предлагают купить сувениры с мезенскими мотивами. Зашифрованные послания из глубины веков приносят в дом благость и радость.
Заключение
Мезенская роспись никогда не оставляет к себе равнодушным. Увидев однажды эти замечательные орнаменты, одни удивлялись необычным и странным видом, другие восхищались четкостью графического рисунка. Люди издавна перемещали все увиденное на дерево с помощью красок и выглядит это великолепно и по сей день.