Бумагопластика для детей

Слово «бумагопластика» многим может показаться незнакомым, хотя в действительности, это всем нам знакомое искусство создания композиций из бумаги. Для детей занятия бумагопластикой идеально подходят в качестве развивающих занятий, т. к. они позволяют развить усидчивость и стимулирую мелкую моторику. Кроме того, это прекрасная возможность проявить свое творческое начало и научить работать с формой и цветом. В этой статье мы рассмотрим различные техники бумагопластики для детей и взрослых.

Бумагопластика для детей

Разбираем основы техники бумагопластики для детей и взрослых

По своей сути, бумагопластика объединяет все техники складывания объемных фигурок из бумаги. Сюда относится и оригами (классические и модульные), и квиллинг, и торцевание, и разного рода мозаики). При выполнении фигурок в технике бумагопластика выполняются различные виды складывания и сгибания листов, благодаря чему поделки получаются объемными.

Схемы по изготовлению поделок в технике бумагопластика без труда можно найти на профильных форумах. Однако, изготовив несколько фигурок, становятся понятны основные принципы выполнения работы. И далее уже можно придумывать новые шаблоны самостоятельно.

Для начинающих важно в первую очередь освоить основные приемы работы с бумагой, чередование которых и позволяет создать объемную фигурку. Например, широко используются биговка и фальцовка, позволяющие создать трехмерные ребра жесткости.

Мокрая бумагопластика.

Помимо традиционных способов складывания фигурок и аппликаций из бумаги (оригами, квиллинг) существует техника изготовления поделок из мокрых листов. Чаще всего таким способом делают объемные цветы, чтобы придать им наибольшую натуральность и выразительность.

Поделки в технике «мокрая бумага» позволяют аккуратно свернуть лепестки цветов и придать им вид, неотличимый от настоящих. После высыхания бумага остается в скрученном положении и не разворачивается обратно. Также иногда используются мокрые кусочки салфеток, скрученные в маленькие шарики — из этих заготовок получаются необычные аппликации, похожие на барельефы.

Бумагопластика для детей разного возраста.

Занятия бумагопластикой подходят не только для детей любого возраста, но и для взрослых. Для малышей в детском саду лучше всего подойдут объемные аппликации, нетребующие выполнения большого количества мелких элементов. Тематикой аппликаций могут быть природные явления, праздники или герои любимых сказок. В качестве техник бумагопластики могут использоваться несложные оригами или квиллинг.

Вообще, тематика природы является универсальной для детских поделок любого вида. Малышам доставляет удовольствие изображать на бумаге то, что они видят за окном или во время прогулки. Тематиками таких открыток могут быть осенний листопад, радуга среди туч, капающий дождик и т. п.

Бумагопластика для детей

В начальной школе дети уже могут мастерить более сложные фигурки. На уроках ИЗО школьниками могут выполняться объемные открытки с большим количеством элементов или бумажные фигурки животных. В этом же возрасте дети обычно с большим удовольствием складывают модульное оригами, т.к. такую работу может выполнять весь класс вместе.

Поделки в технике «бумагопластика» отлично подходят в качестве сувениров ручной работы на различные праздники. Самые простые изделия могут смастерить даже дошколята, а над сложными, объемными работами придется потрудиться и опытным рукодельницам.

На Новый год первое место среди бумажных изображений занимает, конечно же, елка. Всем будет приятно получить в подарок открыточку ручной работы, а не просто типовую картинку, купленную в магазине. При этом только фантазия подскажет, как будет выглядеть ваша поделка: например, ее можно сделать монохромной, использовать бумагу с принтами или фактурной поверхностью.

Бумагопластика для детей

А также в новогодних открытках можно использовать различные орнаменты, выполненные в формате аппликаций. Это могут быть наклеенные в ряд снежинки или даже пляшущие Деды Морозы.

Самодельные подарки на 8 Марта больше актуальны для детской аудитории, ведь именно открытками малыши спешат поздравить своих любимых мам и бабушек. Однако мужчинам тоже стоит обратить внимание на это направление: уверены, что девушка, увлекающаяся рукоделием, будет приятно удивлена, получив сюрприз в технике бумагопластика.

Наиболее популярной тематикой для открыток в технике бумагопластика остаются, конечно же, цветы. Их несложно сделать практически из любого подручного материала: цветных салфеток, картона и даже старых обоев. Зато такой букет будет по-настоящему уникальным и единственным в своем роде.

Бумагопластика в виде животных.

Фигурки животных идеально подходят для освоения бумагопластки. Их можно смастерить и в технике оригами, и выложить из загнутых полосочек квиллинг-бумаги. А если постараться, то можно смастерить целый зоопарк! Не стоит думать, что это занятие подходит только для детей – сложные фигурки с множеством плотных ребер и вырубок увлекут и взрослых, любящих изящные поделки.

Бумагопластика для детей

Очень нежно выглядят бабочки, сделанные из плотной однотонной цветной бумаги. Благодаря четким прорезям и изгибам такие фигурки смотрятся объемно и кажутся почти живыми. Их можно использовать для украшения открыток ручной работы или альбомов в технике скрапбукинг.

Фигурка снегиря как нельзя лучше подходит для изготовления в холодное время года. Чтобы наша птичка получилась наиболее эффектной, понадобится бумага разных оттенков, при этом она должна быть достаточно плотной, чтобы держать форму. Перья нужно сделать изогнутыми, чтобы фигурка получилась объемной.

Бумагопластика для детей

Для того чтобы композиция была полной, на заднем плане можно прикрепить маленькие снежинки, а самого снегиря посадить на веточку рябины, припорошенную снегом.

Видео по теме статьи

Для большей наглядности предлагаем посмотреть следующие видеоуроки, на которых подробно демонстрируется техника бумагопластики в формате мастер-классов.

Бумагопластика для детей Дорогие друзья, мы рады представить вам Сандыбаеву Яну Викторовну, воспитателя МБДОУ «Детский сад 7» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Яна Викторовна подготовила для нас познавательный материал о пользе бумагопластики для развития детей. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Яны Викторовны:

«Занимаясь с детьми аппликацией из бумажных салфеток, в технике бумагопластики, второй год, я пришла к выводу, что любая работа с бумагой имеет огромное значение для развития детей. Так что же такое «бумагопластика»? Об этом я и хочу поделиться с вами в своей статье».

Творческого чтения…

Бумагопластика — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности и общей двигательной активности, и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенности. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия слуховыми и обонятельными функциями в сложные интегрированные образы и представления.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывая положительные эмоции и внутреннее удовольствие, в них просыпаются творческие способности.

Для того чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать терпением и соблюдать принцип пошагового обучения. Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали ребенка.

Ребенок хоть еще и мал, но тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое — за прекрасное.

Имейте в виду, что каждая работа должна иметь законченный вид, даже если это маленькая божья коровка. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенными в себе и своих достижениях.

— развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

— происходит развитие глазомера.

— работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

— в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

— она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

— знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

— активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

В чём трудность для дошкольников при конструировании из бумаги?

Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторыетрудности: так как бумага — это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

Чем же привлекает работа с бумагой дошкольников?

Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластика. Систематические занятия с ребенком — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; ёлочные украшения; игрушки забавы; подарки, сувениры и т.д. Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщина, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок даёт возможность создавать выразительные поделки. Освоение приёмов создания отдельных поделок из бумаги, является начальным этапом. Дальнейшая деятельность детей должна быть направлена на обучение их, объединять поделки на общей основе в соответствии с определённой темой: «Рыбки в аквариуме», «Пингвины на льдине» и т.д. Причём заполнение подобных панно может осуществляться не сразу, а поэтапно, по мере освоения детьми разных приёмов изображения. Так у них формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием развития творческих способностей дошкольников. Работа с бумагой проводится в свободное от занятий время. Её цель — закрепление навыков, приобретенных на занятиях по ручному труду.

Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности. Педагог не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки. Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции. Занятия по бумагопластике, начинают проводиться со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.

Бумагопластика. Картина своими руками

Мастер – класса «Бумажные фантазии»

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2 с. Пычас, Удмуртская Республика

Назначение мастер — класса: Бумажная пластика — это искусство оживлять лист бумаги, создавая из него за считанные минуты выразительные образы: цветы, птиц, животных. Не только живые цветы восхищают нас, дарят радость и отличное настроение, но и бумажные цветы обладают таким свойством. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природных шарм и утонченность.

Собственноручно изготовленные цветы из бумаги дают возможность самовыразиться, раскрыть творческий потенциал, не только взрослым, но и детям дошкольного и школьного возраста.

Готовые картины или открытки, выполненные в технике бумажной пластики, могут применяться в качестве подарков, украшения интерьера.

Мастер – класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного и школьного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Задачи: обучать приемам и способам создания различных поделок из бумаги; создавать условия для развития творческой активности детей; воспитывать у детей интерес к бумажной пластике; развивать творческие способности детей; способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Материал для работы:

— цветная и белая бумага;

— картон или плотный ватман;

1. Такие бумажные хризантемы можно сделать из белой бумаги. Цветы, стебли и листочки выполнены в белом цвете – это придает картине своеобразную изящность и простоту. Картина так и называется «Ах, какие хризантемы…»

Бумагопластика для детей

2. Эта картина называется «Яблоня в цвету». Все ее детали также выполнены в белом цвете.

Бумагопластика для детей

3. Складываем полоску белой бумаги «гармошкой» и рисуем лепестки цветов.

Бумагопластика для детей

4. С помощью ножниц или карандаша закручиваем края лепестков для того, чтобы придать им объём.

Бумагопластика для детей

5. Готовые лепестки наклеиваем на картон, формируя цветы яблони. На один цветок нужно 5 таких лепестков.

Бумагопластика для детей

6. На листе бумаги рисуем ствол яблони. Затем его вырезаем и приклеиваем к готовым цветкам.

Бумагопластика для детей

7. Вырезаем из бумаги маленькие лепесточки – это будут нераскрывшиеся бутоны цветов. С помощью ножниц придаем выпуклость и приклеиваем на кончики веток.

Бумагопластика для детей

8. Для того чтобы сделать листочки яблони, нужно вырезать их из бумаги, сложенной «гармошкой».

Бумагопластика для детей

9. Готовый листок складываем пополам.

Бумагопластика для детей

10. Чтобы передать рельефность листочка, его прожилки, нужно готовую половинку листочка сложить «гармошкой» по диагонали. Готовые листочки приклеиваем к нашей ветке.

Бумагопластика для детей

11. Раскрошенные горошинки от пенопласта наносим в середину цветка с уже нанесенным клеем и слегка придавливаем, а затем распыляем лаком для волос для того, чтобы пенопласт держался крепче.

Бумагопластика для детей

12 . Чтобы передать всю красоту цветущей яблони, можно бутоны и серединку цветов раскрасить розовой краской. Картина готова!

Бумагопластика для детей

13. Любая картина заслуживает красиво оформленную рамку! Ее можно изготовить из пенопласта, как предложено в картине « Ах, какие хризантемы…», или можно сделать из бумаги. Скатываем с помощью карандаша и клея 4 бумажных трубочки – 2 длинных, 2 коротких.

Бумагопластика для детей

14. Концы готовых трубочек срезаем наискосок так, чтобы их можно было состыковать друг с другом в уголках картины.

Бумагопластика для детей

15. В такой рамке ветка яблони выглядит почти как настоящая!

Бумагопластика для детей

16. Эта работа под названием «Лето», была выполнена совместно с детьми старшего дошкольного возраста. Здесь сочетаются 2 техники работы с бумагой – бумажная пластика и оригами.

Бумагопластика, схемы которой весьма разнообразны, – вид искусства, в котором основным материалом выступает бумага. Этот вид работ похож на смесь оригами и киригами, однако, в отличие от них, имеет пустотелую структуру и как бы являет собой оболочку изображенного предмета. Работы создаются на плоском фоне, имеют внешне схожесть с картинами или объемными аппликациями.

Бумага – капризный, однако достаточно послушный и благодарный материал. При проявлении некоторой усидчивости создаются настоящие шедевры. Скульптуры, которые позволяет создавать бумагопластика, не уступают по красоте и совершенству мрамору, а доступность их в разы выше.

Материалы и инструменты

Перед началом работы необходимо правильно выбрать материалы. Разнообразие текстур, предлагаемых рынком товаров для творчества, выгодно сотрудничает с данным направлением работы. Обычно используется несколько видов бумаги, которые удачно оттеняют друг друга. Самый прочный картон, тонкая гофрированная бумага, слюда, старые газеты или журналы – любой материал пригодится.

Из вспомогательных инструментов, при помощи которых производится сборка самого изделия, чаще всего используются ножницы и клей, редко – линейка и карандаш. Каждый мастер волен использовать тот инструмент, который позволит ему придать бумаге желаемую форму и надежно ее зафиксировать. Стоит учитывать в работе особенности каждого материала – на светлой и тонкой бумаге могут оставаться следы от избытка клея, а плотный картон легче прорезать скальпелем или канцелярским ножом.

Как выглядит работа

Технология работы проста, освоить ее легко. Однако, приступая к началу, необходимо учитывать также и текстуру материала, выбранного для техники бумагопластика. Схемы, по которым будет идти процесс, могут предложить свернуть трубочку или придать бумаге выпуклую форму. Скручивать бумагу необходимо только вдоль волокон. Направление определяется при помощи простого эксперимента. Отрезав две небольшие полоски одинаковой длины и ширины, при помощи карандаша их скручивают в спираль. В одном варианте спираль получится упругой и ровной, в другом – поверхность бумаги покроется мелкими изломами загибами. В гладкой спирали волокна расположены вдоль, это стоит учитывать в работе.

Основные манипуляци — заворачивание и склеивание листов бумаги, предварительно вырезанных ножницами. Для придания им нужной формы используются вспомогательные инструменты.

Бумагопластика для детей

Конструирование разнообразных фигур из бумаги, при котором создаются новые художественные образы, возникают ассоциативные связи и строятся новые модели, – это и есть бумагопластика. Схемы работы с детьми ничем не отличаются от аналогичных для работы со взрослыми.

В процессе творчества активизируются участки мозга, отвечающие за развитие в ребенке интеллектуальной и творческой активности. Также работа учит планировать свою деятельность, ведь бумага не терпит погрешностей и исправить их чаще всего невозможно. Развитие координации глаз и движений руки, происходящее во время работы, помогает в дальнейшем легко освоить письмо и согласовать движения пальцев рук.

Бумагопластика для детей

На принципе «от простого к сложному» построена вся бумагопластика. Схемы для детей должны быть именно такими. Приступая к освоению новой методики, ребенок должен опираться на уже сформированные базовые принципы аппликации. Сенсомоторное развитие, возникающее в данном случае, особенно полезно в дошкольном возрасте, так как прочно связано с развитием двигательной и умственной активности. Привлекательные для ребенка процессы созидания из простого плоского листа бумаги сложного и узнаваемого образа активизируют различные участки мозга.

В результате, привлекая ребенка к творчеству, реализует бумагопластика схемы развития творческого начала и моторных функций, без которых внедрение в социум практически невозможно.

При этом решаются задачи:

  • развития созидания и познавательного интереса;
  • повышения продуктивной, а также речевой активности;
  • развития образного и пространственного мышления;
  • улучшения координации рук и мелкой моторики;
  • формирования навыка самостоятельности;
  • развития художественного вкуса и пространственной сферы.

Что сделать из бумаги

Эстетически, а также эмоционально привлекательна бумагопластика. Цветы, схемы которых также развиваются от простого к сложному, можно реализовать в наибольшей степени реалистично.

Бумагопластика для детей

Лилии, крокусы, тюльпаны похожи на настоящие, однако не завянут и будут долго радовать глаз красотой.

Для того чтобы создать цветок, потребуется бумага формата А4 (3 листа нежного цвета), ножницы, клей, лист бумаги для основы.

Из альбомных листов сначала вырезаются листочки овальной формы. При помощи ножниц их загибают немного внутрь. Для придания будущему лепестку формы необходимо рукояткой ножниц слегка прогладить лепесток так, чтобы он принял вогнутую форму. Когда все лепестки будут готовы, их необходимо при помощи клея приклеить по окружности друг на друга, с небольшим перекрытием. Листья делаются так же, как лепестки, только размер вырезанного листа должен в разы превосходить лепесток.

Бумагопластика для детей

Что еще позволяет создать бумагопластика? Животные, схемы которых разнообразны, будут радовать любителей природы. Птицы, создавать которых одно удовольствие, украсят дом порханием крыльев. Особено хороши модели головы оленя или, например, бабочки. Часто при помощи бумагопластки создаются целые панно с четко прослеживающимся сюжетом, а также отдельные картины.

Применение работ

В технике бумагопластики можно создать не только элементы растительного или животного мира, но и копии архитектурных сооружений.

Бумагопластика для детей

Лондонский Тауэр в миниатюре, крошечный Биг-Бен, невесомые своды вокзала Кингс-Кросс станут изящным дополнениием к интерьеру. Панно и картины, хрупкие и беззащитные, выгодно подчеркнут вкус и создадут атмосферу уюта в помещении.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».

Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Основная цель занятий по художественному труду в детском саду — это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.

Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.

Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.

В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.

Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.

Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.

Цель программы — расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.

Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.

Задачи в обучениии:

  • Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
  • Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
  • Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.

задачи в развитии:

  • Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
  • Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
  • Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
  • Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
  • Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Задачи в воспитании:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Категория обучающихся по программе: возраст 5-7 лет.

Срок реализации программы: 1 год; 16 часов.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты реализации программы:

• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

• познакомятся с основами знаний в области композиции,

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).

• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
  • научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

Учебно-тематический план кружка «Бумагопластика»

Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги) и бабочкой(оригами)

Данный вид искусства стал очень популярным в последние годы. Бумагопластика – это художественное моделирование, где с помощью бумаги делаются объемные композиции на плоскости. В данной технике основой служит хорошая пластичность бумаги. Сейчас во многих школах используется бумагопластика для детей. Существуют такие виды данной техники — биговочная, склейка, фальцовочка, высечка и вырубка. Разберемся с каждой из техник: биговочная – линейное сдавливание; фальцовка – трехмерное моделирование; высечки и вырубки – придает визуально объемную форму; склеивание – соединение между собой пластов из бумаги. Такие способы моделирования в основном используются в начальной школе и в детском саду. Маленьким детям простые схемы выполнения очень нравятся, поэтому сложности не имеют.

В основном в этой технике выполняются различные животные, цветы, птицы, природа, елка, снежинка. Особенно популярны такие поделки в школьных и дошкольных организациях в праздничный период – на Новый год, 8 марта, День рожденья, Пасху и другое.

Бумагопластика для детейБумагопластика для детей

Шар «Снегирь»

Маленькие дети очень любят делать различных животных, а также и птиц. В зимний период года детей учат делать тех птиц, которых можно встретить за окном. Так, например, это может быть снегирь, воробей и другие. Для начинающих сначала такой вид искусства может показаться сложным, но представленные схемы помогут разобраться даже тем, кто только начинает учиться работать в этом стиле. Этот мастер-класс научит, как можно сделать новогоднюю игрушку – шар со снегирем. Если делать вместе с ребенком, то такая творческая работа несомненно понравится малышу и в итоге процесс запомнится надолго.

Что необходимо подготовить:

  • ножницы;
  • бумага цветная или можно покрасить белую бумагу в нужные цвета;
  • клей;
  • нож канцелярский;
  • инструмент для теснения с шариком;
  • линейка;
  • дырокол;
  • пластиковый шарик, который состоит из двух частей.

Бумагопластика для детейБумагопластика для детей

В первую очередь делаем птицу. Для этого нужно взять бумагу тех цветов, из которых мы будем делать снегиря. В нашем мастер-классе бумагу прокрасили самостоятельно. С учетом схемы, наносим на бумагу выкройку и вырезаем, но спинку делаем с небольшими припусками. Далее нам нужно склеить детали серого цвета, только не трогаем крылья. Приступаем к изготовлению перьев – с помощью дырокола вырезаем ромашки, лепесточек нужно заузить и далее делаем перышки. После, перьям нужно придать форму, где с боку каждого сделать небольшие прорези, чтобы получились перышки нужного вида. На мягонькой подложке по центру изнаночной стороны пера прокатываем инструментом для теснения с большим шариком, а после, на твердой поверхности по центру с маленьким шариком вычерчиваем серединку. Когда все перышки будут готовы, приклеиваем их к крылу.

На крылышках склеиваем выточки и приклеиваем их к птице. Головку необходимо подкрасить в черный цвет. Далее делаем глазки, можно с помощью черных бусинок. Снегирь готов, дальше нам нужно сделать веточки. По схеме ниже вырезаем из белой бумаги:

Бумагопластика для детей Бумагопластика для детей Бумагопластика для детей Бумагопластика для детейБумагопластика для детей

Когда веточки будут нарезаны, то на них необходимо нанести пасту. А в шар приклеить кружечек из бумаги и дождаться, когда высохнет. Теперь необходимо собрать детальки А и А1. В последующие разрезы от центра вставить детальки В, В1, В2, В3 и соединяем их друг с другом. Внимание, В и В1 должны находиться за и перед деталькой А. Таким же образом вставляем и остальные веточки С, В, А, В1, С1. После, к основе – А – мы должны приклеить две бумажные ленточки. С помощью них прикрепим наши веточки к кругу внутри шара.

Когда все будет готово, все аккуратно укладываем в шар и в веточки садим снегиря. Если нет шара с двух частей, то складываем веточки в трубочку и просовываем через горлышко. Теперь набираемся терпения и с помощью пинцета расправляем все ветки. Далее нужно веточки, которые соприкасаются с шаром, приклеить к нему и засыпать шарик искусственным снегом. Приклеиваем снегиря в шаре и завязываем лентой. Наша поделка готова.

Бумагопластика для детей Бумагопластика для детей Бумагопластика для детей Бумагопластика для детейБумагопластика для детей

Бабочка в технике

Бабочка — одно из самых популярных насекомых, которых дети делают с огромным удовольствием. Тем более, именно эту красавицу можно найти в любой сфере жизни маленьких девочек. Сделать с малышами такую поделку будет очень весело. Красивые и легкие бабочки делаются легко, а детям не будет сложно выполнить данную задачу.

Что необходимо подготовить:

  • белая бумага А4;
  • нож канцелярский;
  • клей;
  • шаблон бабочки;
  • плотная бумага для фона.

Бумагопластика для детей

Берем лист бумаги и прикладываем к нему шаблон – обводим карандашом и аккуратно вырезаем. Далее нам нужно отогнуть все линии, где есть пунктирные указатели. Когда все будет готово, после склеиваем все детальки между собой и получившуюся бабочку приклеиваем к плотной бумаге. И вот бабочка готова. Деткам будет несложно выполнить эту работу.

Можно сделать и цветные детали, тогда получится разноцветная бабочка, или раскрасить красками. Также на насекомом можно выполнить красивый орнамент с помощью красок или ручек.

В технике мокрая бумага также можно изготавливать различные поделки. Очень красиво смотрятся объемные цветы. Но такие цветочки возможно изготавливать и с обычной гофрированной бумаги.

Видео по теме статьи

В данной статье предоставлены видео, с помощью которых можно научиться делать поделки в технике бумагопластики.

Отличительные черты бумагопластики

Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. В отличие от оригами, бумагопластика включает в себя не только складывание, но и вырезание и склеивание элементов фигуры (что в оригами считается нежелательным). Кроме того, изделия, выполненные в технике бумагопластики, не такие угловатые и часто выглядят, «как живые».
По сути, бумагопластика – это создание бумажных скульптур, полых внутри. Сначала по отдельности изготавливаются части фигуры, которые затем склеиваются, пришиваются или присоединяются другим способом.

Название техники неслучайно – округлые, пластичные формы бумаги, сложенной по-особому, придают изделию изящность и реалистичность. Поэтому изготовить можно практически все, что придет вам на ум, — фигурки людей и животных, цветы, машинки, здания… Их можно объединять в композиции, получая прекрасные объемные панно, а можно, например, применить изделие в качестве милого аксессуара к упаковке подарка или украшения самодельной открытки. В общем, простор для творчества открыт!

Развитие бумагопластики

История бумагопластики неразделимо связана с возникновением бумаги. Она стала не только отличной основной для писем, печатания книг, но и благодаря своим пластичным свойствам, послушностью, возможностью сохранять заданную форму, бумага оказалась превосходным материалом для творчества.
Хотя «предки» бумагопластики были знакомы китайцам в начале нашей эры, в современном виде она возникла недавно – в XX веке в среде русских конструктивистов, которые увидели в этой технике возможность перенести живопись в трехмерное пространство. Многие художники этого направления (Л. Юдин, Н. Габо) работали с бумагой, развивая и совершенствуя принципы бумагопластики.
Бумагопластика – неотъемлемая дисциплина у будущих архитекторов, дизайнеров.

Что приготовить, чтобы приступить к бумагопластике

Увлекающемуся бумагопластикой потребуются следующие материалы и инструменты:

• собственно бумага и картон. Для начала – самая простая, однако для сложных композиций вы наверняка будете комбинировать белую и цветную, плотную и тонкую, бархатную и гофрированную;

• резак (косо заточенный нож);

• инструмент в виде лопаточки (продаются специальные, но можно найти замену);

• пинцет (для мелких деталей);

• клей или скотч (для сложных композиций).

В ходе работы с той или иной поделкой вы поймете, что вам действительно необходимо для работы, а без каких инструментов пока можно обойтись. Самые простые изделия (розочки и другие простые варианты цветов) ничего, кроме самой бумаги и не требуют, а вот над более сложным изделием придется потрудиться – зато результат будет потрясающим! За свежими идеями и полезными советами обратитесь к этому разделу, где вы обязательно увидите интересный вам мастер-класс или схемы.

По виду творчества бумагопластика очень напоминает скульптуру.
Бумагопластика для детей

Но в отличие от этого вида творчества, техника бумагопластики предусматривает то, что все изделия внутри будут пустыми.

Бумагопластика – это моделирование из бумаги. Из бумаги моделируются объёмные композиции и создаются трёхмерные бумажные скульптуры.

Бумага, пожалуй, самый легкодоступный материал для рукоделия, поэтому многие начинающие, когда находятся в поисках хобби, очень часть начинают с бумажных поделок. Бумагу легко можно купить в любом канцелярском магазине, и можно приобрести как белую, так и цветную. К тому же бумагу в отличие от других материалов для рукоделия не нужно долго ходить, искать и подбирать. Бумагопластика для детей будет очень хорошим занятием, так как бумага относительно дешёвая по сравнению с другими материалами, и то, что её не жалко выбросить, если поделка не удалась.

Если вы задаётесь вопросом «бумагопластика как сделать», то для начала определимся, что помимо бумаги понадобится купить. Вам понадобятся ножницы, иглы, макетные ножи, скальпели, кисти и так далее. Всем выше перечисленным список не заканчивается, так как вам могут пригодиться различные предметы для тонировки, склеивания, предметы которые помогут вам аккуратно загнуть бумагу.

Что касается самой бумаги, то ограничений никаких нет, это может быть как плотный картон, так и тоненький папиросный листик. В композиции можно не ограничиваться только одним видом бумаги. Можно сделать так, что разной толщины бумага будет хорошо сочетаться между собой и выгодно оттенять друг друга.

Прежде чем приступить определитесь с внешним видом поделки, если вы новичок, то для начала вам следует посмотреть мастер класс бумагопластика. После того как вы определитесь следует подобрать материалы. Не забудьте, что бумага не только та, что вы купили в магазине, но и та из которой делаются журналы и газеты, также бумагой можно считать обёртки от конфет и различных упаковок.

Если вам приглянулась какая-то бумага, но она слишком тонкая что бы вы использовали её в своей работе, то можно просто наклеить её на более плотную бумагу. Посмотрев бумагопластика схемы вы поймёте в каком месте нужно будет скрутить бумагу, смять, сложить, сделать надрез и прочие действия для того чтобы придать бумаге нужную форму. В конце нужно будет собрать все детали в единую композицию, это можно сделать с помощью клея и двухстороннего скотча.

В интернете вы сможете найти множество схем и мастер классов по бумажным поделкам. Можно конечно приобрести книгу или записаться на кружок бумагопластики. Когда вы приобретёте немного навыков, то сможете сами без чьей либо помощи заниматься бумагопластикой.

Новичкам следует начать с простых поделок, в которых немного элементов. К примеру, можете попробовать сделать объемную открытку с большим цветком и надписью. После того как у вас начнут получаться простые поделки, то можно будет переходить к поделкам посложнее.

Как и в любом виде рукоделия тут главное практика. Ведь мастерство приходит с годами, поэтому не кидайте всё если у вас не сразу получается. Попробуйте поискать программы по бумагопластике, и посмотрев и у вас обязательно со временем начнут получаться шедевры. Существуют конкурсы, где собираются мастера со всего света. Эти мастера посвятили свою карьеру бумагопластике.

Бумагопластика для детей

Цель сегодняшнего занятия: Изучить основы бумагопластики и создать объемный объект из бумаги.

Макетирование — процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов. Конечный результат — макет. Самый последний, подписанный в производство макет — оригинал-макет.

Материалы для макетов

Материалы самые разные — все, что выгодно представит в объеме разрабатываемый продукт. Это могут быть как традиционные пластилин, бумага, пенопласт. Это могут быть стекло, металл или песок, главное, чтобы фактура материала работала максимально выразительно, а свойства материала позволили использовать его максимально выигрышно.

Бумагопластика для детей

Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

Бумагопластика

Бумага широко используется художниками при создании различных изделий, макетов, упаковок. Однако не всякий знает пластические возможности этого распространенного материала. Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах. В отличие от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается по-степенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы «скорлупку» изображаемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.

Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей. Создается изделие на основе конструкции. Она представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака. Прорезав плотную чертежную бумагу на половину толщины, ее нетрудно согнуть. В зависимости от характера криволинейного надреза бумага, сгибаясь, порой дает неожиданные пластические формы. Объекты изображения в технике бумажной пластики — все, что лепится из пластилина: архитектура, цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, зверей и человека.

Как выбрать бумагу

Нашей промышленностью выпускается большое разнообразие бумаги по толщине, фактуре, цвету, в зависимости от ее назначения. Имеются в продаже и специальные наборы для ручного труда школьников. Однако для конструирования рекомендуется бумага определенного качества — плотную рисовальную или чертежную, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п. Работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей.

Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА (полихлорвинилацетатная эмульсия), в настоящее время нашедший широкое применение в промышленности и быту. Но сейчас клей «Момент Кристалл» может стать хорошим соперником для ПВА по склеиванию бумаги. Он подходит для склеивания как твердых, так и мягких материалов в разных сочетаниях. Он может быть использован при склеивании ПВХ, дерева, резины, бумаги, пластика, картона, металла, поролона, стекла, оргстекла и керамики.

Цвет в бумажной пластике

Скульптуру можно делать и из цветной бумаги, но здесь также необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Не следует, например, раскрашивать готовые изделия, так как влажность акварельных и гуашевых красок непременно вызовет деформацию изделия. Нежелательно прибегать к использованию в композиции большого количества цвета. Для передачи цветовой характеристики предмета достаточно три-четыре наименования. Реже следует прибегать к использованию готовой цветной бумаги, так как она, как правило, тонкая, да и по качеству цвета не всегда подходящая. Использовать такую бумагу можно лишь аппликационно, то есть наклеивать её на ровную или слегка изогнутую поверхность.

Авторы: Михайлова Ирина Викторовна, Бибик Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №260»
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Удивительный мир бумаги или бумагопластика в детском саду
Дата публикации: 18.06.2019
Раздел: дошкольное образование

униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №260

Методическая разработка

«Удивительный мир бумаги

или бумагопластика в

детском саду»

Авторы-составители:

Михайлова И.В. – педагог-психолог;

Бибик Е.В. – воспитатель;

Кандаурова Н.П. – воспитатель.

Новокузнецкий городской округ, 2019

Пояснительная записка.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в

содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его

интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с

этим, в ДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит

воспитатель средней группы.

дополнительной общеразвивающей программы и описывает курс подготовки по

минимума содержания данной темы для ДОУ с учетом обновления содержания по

различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного

бумажной пластики и оригами.

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из

синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об

однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих

в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов

бумажной пластики и оригами.

5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.

6. Развивать творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или

вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25

минут – старшая группа. Общее количество учебных занятий в год – 31.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза

в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

Бумагопластика для детей

Бумагопластика. Цветочные мотивы

В пособии содержится материал, использование которого на занятиях с детьми поможет раскрыть перед ними удивительный мир природы, красоту и многообразие цветов и растений, приблизит детей к природе, научит наблюдать, познавать и беречь ее.

Предлагаются варианты изготовления разнообразных цветов в технике «бумагопластики», принцип которой заключается в создании выпуклых, полуобъемных изображений из бумаги на горизонтальной поверхности.

Работа строится с опорой на уже имеющиеся у детей навыки, полученные на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

В пособии изложены основные технические приемы работы, дано подробное поэтапное описание изготовления каждой цветочной композиции.

Данные разработки могут быть использованы на занятиях по аппликации, при изготовлении подарков к праздничным датам и в собственном творчестве детей.

Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, гувернерам и руководителям кружков дополнительного образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector