Правильное выбор направления кроя ткани является важным аспектом при пошиве одежды или других проектов. Некоторые виды тканей имеют направленный рисунок или текстуру, которые нужно учитывать при раскрое. В этой статье мы предоставим несколько полезных советов о том, как выбрать направление кроя ткани.
- Понимание направления ткани. Перед тем, как приступить к крою, важно понять особенности ткани. Рассмотрите ее рисунок, текстуру или ворс. Некоторые ткани, такие как вертикально полосатые или направленные принты, имеют очевидное направление, которое нужно учитывать при крое. Также обратите внимание на ворс ткани — это может быть шерсть, бархат или другие материалы, которые имеют «вниз» или «вверх» направление.
- Расположение выкройки на ткани. Определите, как расположить выкройку на ткани, чтобы использовать ее наилучший рисунок или текстуру. Если у ткани есть явно выраженный рисунок, вам может потребоваться сопоставить выкройку, чтобы рисунок соответствовал на каждом отдельном элементе одежды. Помните, что некоторые детали, такие как воротники или листочки, могут выглядеть лучше, если они имеют определенное направление.
- Использование дополнительных деталей. Если ткань имеет рисунок или текстуру, которые вы хотите выделить или использовать в качестве акцента, рассмотрите возможность добавления дополнительных деталей в ваш проект. Например, вы можете использовать ткань с вертикальными полосами для создания контраста на манжетах или карманах. Играть с направлением кроя в деталях поможет подчеркнуть уникальные аспекты ткани.
- Примерный крой и примерка. При крое ткани, особенно если вы не уверены в ее направлении, рекомендуется сделать примерный крой и примерку перед окончательным пошивом. Это позволит вам увидеть, как рисунок или текстура располагаются на ткани.
Дать общее представление о лекалах, научить учащихся наиболее экономному способу разложения лекал на ткани, вспомнить и закрепить знания подготовки ткани к раскрою.
Воспитательная : Воспитать культуру труда и чувства требовательности к себе.
Развивающая : развивать логическое мышление, координацию рук, конструкторские умения.
Оборудование: натуральный образец, образцы ткани, карточки для самостоятельной работы,
Словарь: лекала-оригиналы, лекала -эталоны, рабочие лекала, основные лекала, вспомогательные лекала, раскладка лекал, обводка лекал.
Тип урока : Комбинированный.
Методы и приёмы : объяснение с использованием наглядностей.
I. Организационный момент .
Проверить подготовленность учащихся к уроку.
II. Фронтальный опрос по пройденному материалу.
Как можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани?
- по четкости рисунка
- по блеску
- по направлению ворса ( бархат велюр — вверх
байка фланель – вниз)
- по кромке ( пупырышки выходят на изнаночную сторону ткани)
— по ткацкому переплетению.
Как проверить на наличие дефектов на ткани?
— необходимо проверить ткань на наличие ткацких дефектов, к которым относятся: дыры, пробелы, масляные пятна, утолщенные нити, не равномерность окраски.
Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной нитью, чтобы при раскрое дефектные участки ткани поместить между выкройками, или использовать для скрытых деталей.
Как определить направление долевой нити?
- потянуть ( по д/н не тянется)
- по звуку ( по д/н более звонкий)
- по кромке ( д/н идет вдоль кромки)
Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.
Раскладывают обязательно сразу ___________детали выкройки, в том числе и ________________.
При раскладке деталей выкройки необходимо совмещать направление _________________на выкройке с на правлением _________________на ткани. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых__________________, выкройку прикалывают______________________ к ткани, контуры обводят мелом _______________линией. Прямые линии проводят с помощью______________________.
Слова для справок: тонкая; линейка; долевая нить; все; мелкие; приколоть булавками; припуски на швы; контрольные.
Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.
Раскладывают обязательно сразу все детали выкройки, в том числе и мелкие .
При раскладке деталей выкройки необходимо совмещать направление долевой нити на выкройке с на правлением долевой нити на ткани. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых припусков на швы , выкройку прикалывают булавками к ткани, контуры обводят мелом тонкой линией. Прямые линии проводят с помощью линейки .
Слова для справок: тонкая; линейка; долевая нить; все; мелкие; приколоть булавками; припуски на швы.
III. Сообщение темы и цели урока .
Сегодня мы продолжим работу по изучению раздела «Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве» и тема нашего урока «Лекало: направление долевых нитей,
контрольные точки для соединения деталей,
хранение, материал для изготовления.»
На этом занятии мы вспомним правила подготовки ткани к раскрою, которые изучали ранее. И в качестве закрепления знаний, на втором уроке выполним практическую работу по раскладке лекал на ткани и раскрою изделия.
IV. Объяснение нового материала .
В условиях промышленного швейного производства раскрой деталей любого изделия производят по специальным выкройкам – лекалам.
Различают 3 вида лекал:
В рамках нашей работы мы рассмотрим основные лекала.
Основные лекала в зависимости от назначения различают:
— лекала оригиналы (или это может быть чертеж конструкции);
Лекала оригиналы изготавливают по чертежам деталей изделия на базовый (средний) размер и рост с учетом припусков на швы и подгиб. По этим лекалам разрабатывают лекала – эталоны всех размеров и ростов. Лекала – эталоны служат образцами для проверки рабочих лекал и не используют при раскрое. По лекалам-эталонам изготавливают рабочие лекала, предназначенные для раскладки на ткани и обмеловки контуров деталей изделия, а также для проверки качества кроя, изготавливают из плотного картона.
Рабочие лекала бывают основные и вспомогательные.
Основные лекала – это лекала для раскроя основных деталей изделия, например переда, спинки, рукава, воротника и т. д.
Вспомогательные лекала используют для разметки и уточнения мест расположения вытачек, складок, карманов, пуговиц и др.
( Далее объяснение нового материала с показом натурального образца.)
На рабочих лекалах наносят линии направления долевой нити и линий допускаемых отклонений от долевого направления нитей ткани при раскладке лекал, контрольные надсечки для совмещения деталей при их соединении и указывают маркировочные данные наименование изделия, номер модели, наименование детали количество деталей кроя величины размера и роста.
Рабочие лекала изготавливают из плотного картона края лекал укрепляют материалами предохраняющими лекала от повреждения. Готовые лекала хранят в подвешенном состоянии на кронштейнах. Весь комплект основных и вспомогательных рабочих лекал, находящихся в производстве, проверяют по лекалам эталонам не реже одного раза в месяц.
Раскладка и обводка лекал . Раскладка лекал – сложный процесс. Она должна быть выполнена самым экономичным способом, так, чтобы площадь выпадов ткани была наименьшей.
Рабочие лекала раскладывают на специальном полотне в соответствии с указанными на них направлениями долевой нити, направлением рисунка и волокнистым составом используемой ткани. Затем обводят контуры лекал, отмечают направление долевой нити и контрольные точки. Обводку лекал производят тонко заточенным мелом или карандашом.
Настилание ткани и раскрой. Подготовленную к раскрою ткань настилают в несколько слоев. Полотна накладывают друг на друга или способом «лицом вниз»- лицевой стороной вниз, или способом «лицо к лицу» попарно лицевой стороной друг к другу. На верхнее полотно настила накладывают полотно с намеченными контурами лекал.
Проверка качества, нумерация, комплектование кроя . От качества кроя зависит
Качество швейных изделий, поэтому сразу после раскроя проверяют качество выкроенных деталей. Для этого из каждой пачки берут по 3 детали (верхнюю, нижнюю и деталь из середины пачки) и накладывают на них лекало. Обнаруженные неточности устраняют.
Все выкроенные и проверенные детали одного изделия нумеруют одинаковым номером. Крупные детали нумеруют, пришивая или приклеивая бумажный талон с номером на лицевой стороне каждой детали. При нумерации мелких деталей талоны прикрепляют к верхней и нижней детали пачки.
Пачки деталей кроя комплектуют по моделям, размерам, ростам. Скомплектованные
Пачки связывают, упаковывают и направляют на хранение на склад. По мере надобности крой направляют в швейный цех. Запас готового кроя должен быть на 1,5-2 дня. Это обеспечит ритмичную, без простоев работу швейных цехов.
Правильное расположение лекал в раскладке по отношению к направлению нити основы и утка ткани имеет большое значение. При несоблюдении направления нитей основы в деталях искажаются их форма, линии и швы изделия, что осложняет соединение деталей при шитье.
В основных деталях верхней одежды нить основы при раскладке лекал должна проходить следующим образом.
- в цельных спинках — параллельно линии, проведенной посередине, вдоль детали (рис. 141, а);
- в спинках, состоящих из двух частей, на тканях в полоску — параллельно среднему срезу, от талии до низа (рис. 141, б);
- в спинках, состоящих из двух частей на гладкокрашеных тканях — параллельно линии, соединяющей нижний угол среднего среза и его наиболее выступающую точку в области лопаток (рис. 141, в);
- в спинках, состоящих из трех частей,- параллельно линии, проведенной посередине спинки при складывании всех частей вместе (рис. 141, г);
- в спинках с кокетками и отрезных по линии талии — параллельно линиям, проведенным посередине вдоль деталей (рис. 141, д);
- в правых и левых частях спинок изделий (прилегающих и полуприлегающих по талии) из тканей с рисунком полоски должны располагаться симметрично, а в спинках с кокетками полоски на кокетках и нижних частях спинок должны совпадать по всей ширине спинки или в средней ее части (в спинках со складками).
- в цельных полочках и в полочках из двух частей — параллельно нижней части линии полузаноса, расположенной ниже верхней бортовой петли (рис. 142);
- в полочках с кокетками направление нитей основы на кокетках и полочках совпадают; полоски ткани на кокетке и полочках также должны совпадать.
- во втачных рукавах — параллельно линии, соединяющей концы переднего перегиба (переката) половинки рукава (рис. 143, а);
- в рукавах реглан с верхней вытачкой — параллельно линии, проходящей посередине вдоль детали (рис. 143, б);
- в рукавах реглан со швом посередине — вдоль половинки рукава параллельно линии, проходящей по среднему срезу от низа до начала плечевой части половинки рукава (рис. 143, в).
- во втачных рукавах — параллельно линии, соединяющей верхний и нижний углы переднего среза (рис. 143, г);
- в цельных рукавах — посередине вдоль детали;
- в рукавах, переходящих в кокетку (в пальто из шелковых или хлопчатобумажных тканей без подкладки), нити основы проходят параллельно линиям срезов кокетки.
- для обработки конца пояса — параллельно линии, проведенной посередине поперек детали, а в боковых шлевках — посередине вдоль детали;
- в хлястиках полоски должны совпадать с направлением полосок на спинке (до складок или вытачек).
В обтачках прорезных карманов, листочках боковых и верхних накладных карманов, листочках прорезных боковых карманов нити основы проходят параллельно линиям, расположенным посередине вдоль деталей.
В хлястиках, патах, отложных манжетах рукавов нити утка совпадают с нитями утка верхних половинок рукавов; в притачных манжетах нити основы располагают параллельно линии, проходящей посередине вдоль детали.
- нити утка проходят параллельно прямой линии, соединяющей концы отлета воротника (рис. 144, а);
- в воротнике с отрезкой стойкой (в пальто из шелковых и хлопчатобумажных тканей без подкладки) нити основы в стойках совпадают с нитями основы воротника.
- в изделиях без застежки доверху (с воротником, как у пиджака) нити основы проходят параллельно срезу раскепа (рис. 144, б);
- в изделиях с застежкой доверху нити основы или утка проходят параллельно концам нижнего воротника;
- в изделиях без подкладки нити основы или утка совпадают с нитями основы верхнего воротника.
- нити основы проходят параллельно внешнему срезу лацканов (рис, 144, в);
- в изделиях, имеющих значительную выпуклость по внешним краям лацканов (больше 1 см), нити основы проходят параллельно внешним краям подбортов, расположенным ниже линии талии.
В деталях брюк из основной ткани нити основы расположены следующим образом.
В передних и задних половинках нити основы проходят параллельно линии, соединяющей точки середины ширины половинок брюк внизу и на уровне колена (рис. 145, а).
В передних и задних половинках брюк из тканей со средним и крупным ярко выраженным рисунком (в клетку) горизонтальные полоски в боковых швах должны совпадать.
В клапане заднего кармана и кармана для часов нити основы совпадают с нитями основы половинок брюк при наложении верхних краев данных деталей по линиям разметки карманов.
В гульфике нити основы проходят параллельно внешнему срезу, а в откосе — параллельно внутреннему срезу (рис. 145, б).
В поясе нити основы расположены параллельно верхнему срезу; для брюк из гладкокрашеных тканей допускается выкраивание пояса по уточной нити (рис. 145, в).
В обтачках и подзорах нити основы проходят параллельно срезам, притачиваемым к половинкам брюк в хлястиках и шлевках — параллельно линии, проведенной вдоль середины деталей. Допускается выкраивание хлястиков по нити утка.
В передних, задних полотнищах и боковых частях юбки нити основы проходят параллельно линии, проведенной вдоль посередине детали (рис. 146).
Надеюсь, рекомендации по выбору ткани помогли сделать правильный выбор, и теперь самое время приступить к раскрою.
Однако прежде, чем начинать раскладывать детали выкройки, проведем небольшой тест.
Возьмите ткань за короткий край, поднимите до уровня глаз и внимательно рассмотрите. Теперь переверните её, возьмите за другой короткий край, повторите действия. Видите разницу? Нет? Вот и отлично.
Это означает, что по вертикали ваша ткань одинакова, то есть детали можно раскладывать способом «валет», «вверх ногами». Наиболее актуальна такая раскладка для деталей, напоминающих треугольник со скошенным углом, например, рукав. В этом случае расход ткани существенно уменьшается.
Только будьте внимательны! Так называемые ворсованные ткани, например, бархат, замша, мех, велюр, бобрик, лоден, махровая и некоторые шерстяные ткани, категорически нельзя раскладывать «валетом», иначе цвет на разных участках будет отличаться.
Перед раскроем таких тканей обязательно определите направление ворса — проведите рукой вдоль кромки сверху вниз и обратно. Ворсованные ткани всегда кроят по направлению ворса для придания гладкости и лощености готовому изделию.
Другой подводный камень таят в себе ткани с вертикальным рисунком. В этом случае сэкономить на раскладке «валетом» также не получится, иначе одна половинка юбки или жакета окажется рисунком вверх, а другая — рисунком вниз.
Дополнительно хочу остановиться на тканях в клетку: они требуют подгонки и совмещения элементов, иначе готовое изделие будет выглядеть неопрятно и кустарно. Подгонка по клетке серьезно увеличивает расход ткани, минимум на 10% от основного размера, и тем больше, чем больше раппорт, повторяющийся элемент.
Чтобы не ошибиться в величине «надбавки» и правильно рассчитать нужное количество ткани, можно поступить следующим образом: взять с собой в магазин комплект выкроек и уже на месте вычислить нужную длину полотна.
Для обычных тканей, не требовательных к подгонке рисунка, можно воспользоваться и таким способом: взять самую большую простыню, разложить на ней детали выкройки, а потом измерить занятое пространство. При этом лучше сразу исходить из наиболее распространенной ширины ткани в 150 см.
Безусловно, ширина полотна может быть любой. Например, фланелевые ткани всего 75 см в ширину, и легко прийти в замешательство, рассчитав длину на ширину 150, которую в магазине придется пересчитывать на ширину 75. Занятие, скажу я вам, не для слабонервных.
Поэтому важно сначала присмотреть ткань, изучить все ее параметры, запомнить ширину, а потом провести контрольное измерение требуемой длины. Правда, при этом есть риск вернуться в магазин к «шапочному разбору», когда присмотренная ткань уже будет в руках другого покупателя.
Конечно, лучше уметь «на глаз» прикидывать нужное количество ткани. Только как этому научиться? Да очень просто! Ну, хорошо, не очень просто. Но возможно.
Вам потребуется:
1. Запоминать расходы ткани на уже сшитые модели, копить опыт.
2. Сначала изучать инструкцию к выкройке, где обычно указывают требуемые материалы и их количество, и только после этого отправляться в магазин.
3. Иметь примерное представление, что на брюки следует брать одну длину, а на жакет с рукавами — одну длину плюс длину рукава. Зная свои размеры, не так сложно рассчитать примерное количество ткани.
Безусловно, приблизительный расчет может иметь значительную погрешность, как в большую, так и в меньшую сторону. Больше — не меньше, а вот как сделать из одного метра два, вы узнаете чуть позже.
Если говорить о линии кроя, то она может быть долевой, поперечной и косой (не путать с кривой). При этом вне зависимости от выбранного направления кроя детали располагаются либо вдоль, либо поперек, либо наискосок. Другими словами, кроить следует в одном направлении. Детали, выкроенные в разных направлениях, могут привести к перекосу и неправильной посадке изделия.
При раскрое «по косой» все детали, независимо от их назначения, раскладываются по диагонали, причем, четко под углом 45 градусов. Крой под углом дает необыкновенно красивую драпировку на мягких струящихся тканях, однако при этом является самым расходным и неэкономным способом раскроя, да и не для всех тканей подходит. Чаще всего под углом кроятся только отдельные детали, преимущественно служебного назначения, например, косые бейки для обработки срезов пройм и горловины.
Наверняка из курса домоводства многие помнят, что ткань имеет две нити: нить утка и долевую нить. Основу ткани составляют именно долевые нити, а нити утка являются поперечными, их вплетают между натянутыми на ткацком станке основными нитями. В традиционном раскрое детали раскладываются по долевой нити. Исключение составляют некоторые ткани, имеющие специфический рисунок или фактуру. В этом случае допускается раскрой в поперечном направлении.
Обычно на готовых выкройках долевая нить уже отмечена специальной линией со стрелкой, остается только расположить детали на ткани так, чтобы эта линия была параллельна краю ткани или сгибу.
В этой статье речь пойдет о раскрое ткани в зависимости от направления долевой нити.
Направление долевой нити
При раскрое очень важно учитывать направление долевой для каждой детали выкройки изделия. Это важно для хорошей драпируемости модели.
Долевая нить располагается параллельно кромке ткани. Если у Вас лоскут ткани без кромки, то потяните ткань в разных направлениях: в направлении наименьшего растяжения будет проходить долевая нить.
Детали выкройки раскладываются на ткани так, чтобы указанное на выкройке направление долевой было параллельно кромке ткани. Для этого сначала продлить стрелку направления долевой нити до нижнего края детали бумажной выкройки. Затем наколоть нижнюю часть детали на ткань, определить от стрелки долевой на выкройке до кромки ткани. После этого наколоть верхнюю часть выкройки на том же расстоянии (рис.1). Далее приколоть всю деталь по контуру.
У длинных брюк не удлиняйте стрелку направления долевой нити при помощи линейки, а просто сложите бумажную выкройку вдоль пополам так, чтобы линия шагового шва совпала с линией бокового шва почти до уровня колена. Образовавшийся сгиб и будет точной линией направления долевой.
При раскраивании платьев несимметричных фасонов ткань лучше класть в один слой, лицевой стороной вверх. Все детали выкроек класть тоже лицевой стороной вверх.
Выкраивание отдельных деталей
Спинка
При раскладке выкроек на ткань обязательно следит за тем, как расположена долевая нить. Например, если по фасону спина должна быть целой, то при раскрое середину выкройки спины надо класть на сгиб ткани. В этом случае долевая нить может пройти или вдоль (рис. 2, слева), или поперек (рис. 2, в центре) спины. Если же спина должна быть стачной, то середину выкройки нужно класть на кромку или срез ткани и следить за тем, чтобы у правой и левой сторон рисунок совпадал. При выкраивании спины «в елочку» долевая нить проходит по рисунку под углом 45˚(рис. 2,справа).
Полочка
Перед лифа можно делать цельным, тогда середину выкройки нужно положить на сгиб ткани по долевой (рис. 3, слева) или поперечной (рис. 3, в центре) нити. Если же перед будет разрезным, то середину выкройки надо положить на кромку или срез ткани. При выкраивании переда лифа «в елочку» долевая нить проходит под углом 45˚ (рис. 3, справа).
Если полочка состоит из двух или нескольких частей, то нужно, чтобы долевая нить проходила во всех частях или параллельно середине переда, или в соответствии с фасоном.
Рукава
При раскрое рукавов любой формы выкройку нужно класть на ткань так, чтобы долевая нить проходила вдоль рукава по линии высокой точки (рис. 4).
Иногда по фасону требуется выкроить рукав по поперечной или косой нити. Если рукав не проходит целиком, можно сделать надтачку с локтевой стороны рукава (см. пунктирную линию на рис.4).
Соединительный шов надтачки с рукавом должен располагаться по долевой. Надтачки нужно делать симметрично и пристрачивать их до первой примерки.
При раскрое одношовной юбки выкройку нужно положить на ткань так, чтобы долевая нить была расположена по середине любого полотнища (рис. 5,а).
Долевая нить должна быть расположена по середине полотнищ при раскрое двухшовной юбки (рис. 5,б). При этом, середины деталей должны лежать на сгибе ткани.
При раскрое юбки из нескольких клиньев, середину выкройки каждого клина кладут на долевую нить (рис. 5,в).
При выкраивании юбок клеш — «полусолнце» и «солнце» — долевая может быть расположена как середине полотнищ, так и по боковому шву (рис. 6).
Воротник
При раскрое воротника выкройку можно располагать так, чтобы долевая нить проходила или по середине, или по линии мысика, или под углом 45° к середине воротника, или по линии низа (рис. 7).
Если изделие шьется из ткани в полоску или в клетку, то по середине воротника рисунок клетки (полоски) должен совпадать с рисункам на середине спинки (такая же полоска или клетка). При выкраивании подворотника его долевая нить должна соответствовать долевой нити воротника. Подворотник может быть стачным.
Манжеты
При раскрое манжет выкройку надо положить так, чтобы долевая нить, в зависимости от фасона, прошла по середине манжеты или вдоль нее.
Подборта
При раскрое подбортов выкройку надо располагать так, чтобы долевая нить проходила так же, как у полочки. Подборт может быть составным, но он должен состоять не больше чем из трех частей, причем на просвечивающих тканях правый подборт рекомендуется делать без стачивания, одной деталью.
Другие детали
При раскрое обтачек горловины или рукава выкройку надо положить так, чтобы долевая нить проходила так же, как у лифа или рукава. Обтачка может выкраиваться и по косой.
При раскрое карманов выкройку надо положить так, чтобы долевая нить проходила вдоль кармана или по фасону, например, по косой.
При раскрое клапанов выкройку надо положить так, чтобы долевая нить, в зависимости от фасона, проходила вдоль или поперек клапана.
При раскрое поясов и бантов долевая нить проходит вдоль пояса или банта. Пояс может быть составлен из двух частей со швом на боку.
При раскрое воланов, оборок, беек долевая нить проходит поперек, или они выкраиваются косыми.
Стачные детали
Если при раскрое какая-либо деталь не проходит целиком, ее можно сделать стачной. Правда, это больше подходит для клетки и полоски, т.к. на гладкой ткани шов будет заметен.
При подборе рисунка, надо располагать шов не по середине широкой полосы или в широком интервале между полосами, а на границе полос или интервалов (рис. 8,а). Приметывать надтачку нужно по лицевой стороне потайными стежками (рис. 8,б),
Припуски на швы
Выкраивать детали надо обязательно с припусками на швы, которые обычно оговариваются в описании к готовой выкройке.
Если эти данные не указаны, то можно делать следующие припуски на швы.
— линия бока — 2-3 cм
— линия низа – 5-6 cм
— линия горловины — 1 cм
— линия проймы —- 1,5 cм
— линия плечевого шва – 2-3 cм
— линия талии – 3-4 cм
— линия шва рукава-2 см
— линия оката рукава — 1 см
— обрезной край всех мелких деталей — 1 см.
Ширина припуска зависит от толщины ткани –для более толстой и рыхлой ткани, припуски больше. Это же относится к сильно осыпающимся тканям
Поперечный срез ткани часто бывает неровным, т. е. идет не по нити. В таких случаях рекомендуется выровнять поперечный срез ткани, вытянув нить и обрезав по ней край (рис. 9).
Обычно сначала раскладывают крупные детали, а затем мелкие (воротник, подворотник, подборта, манжеты, карманы, клапаны и др.). Иногда мелкие детали выкраиваются уже после примерки, потому что во время примерки форма или линия деталей может измениться.
Важно: При раскрое трудных мест (пройма, горловина и др.) ножницы нужно поворачивать так, чтобы не срезались уголки запаса на швы (рис. 10)
Долевая или нить основы показывает направление работы ткацкого станка при производстве ткани. Портным, конструкторам и закройщикам важно знать, что такое долевая нить и как ее определить, так как основа является показателем устойчивого и малорастяжимого направления материала. Используется как одна из ключевых характеристик при конструировании одежды и раскрое текстильного материала.
Типы текстильных материалов
Прежде чем понять, как определить долевую нить ткани или полотна, нужно разобраться с типами материалов. Их делят на три крупные категории.
- Ткань – материал с организованной решетчатой структурой-переплетением. Производится на ткацких станках.
- Трикотаж – вязаное полотно, имеющее различные переплетения. Эластичная структура трикотажного полотна представляет собой комбинацию петель, выстроенную в ряды и столбики.
- Нетканые материалы – разнообразные технологичные материалы, как правило, из синтетических волокон и без направления структуры. К этой группе относятся флизелин и синтепон.
Структура ткани
Ткань представляет собой решетку, то есть перпендикулярное пересечение двух систем нитей.
Нить, идущая по направлению работы ткацкого станка, является основой ткани. Так как она идет вдоль длины, иначе ее называют долевой. По краям полотна плотность выработки усиливается, образуя крепкий, не распускающийся край – кромку.
Идущая перпендикулярно основе нить – это уток. Таким образом, пересечение долевой основы и поперечного утка составляют базовую структуру ткани.
Определение долевой нити
Исходя из принципа, что долевая – самая малорастяжимая нить ткани, не составит труда определить направление на любом куске материи. Прежде всего нужно убедиться, что это не трикотаж и не нетканый материал. Для этого нужно увидеть структуру переплетения в виде решетки. Некоторые переплетения имеют диагональную структуру или двухслойную. Самое важное, что в ткани есть ориентация нитей под четким углом: 30, 45, 60 или 90 градусов. Трикотаж имеет петельчатую структуру, а нетканые материалы – не имеют ее вовсе.
- Если в ткани сохранена кромка – это первый помощник в определении долевой. Работа ткацкого станка всегда параллельна этому плотному краю.
- Чтобы найти долевую нить на ткани, достаточно потянуть материал во всех направлениях – прямых и диагональных. Самое стабильное направление является направлением основы нитей. Способ растяжения ткани для обнаружения основного направления бывает необходим при перекрое уже имеющихся деталей.
- В саржевых, атласных переплетениях рубчик проходит с ориентацией «снизу вверх» и «слева направо».
- Иногда бывает нужно найти расположение долевой нити в трикотаже или кружеве, которое по способу производства относится к трикотажной группе. Ориентация основы вязания такого полотна определяется аналогичным образом: обратите внимание на рисунок переплетения, на кромочные петли, определите направление минимального растяжения.
- Если материал имеет петельчатую фактуру, начес, ворс, то он расположен вдоль кромки и в долевом направлении.
- При просмотре на свету основные нити более стабильные и ориентированные.
- В смесовых тканях более ценные волокна располагают в утке – например, шерсть и шелк в смеси с хлопком или синтетикой.
Раскрой ткани
Важно понимать текстильную терминологию, разбираться в типах материалов и уметь определять, как проходит долевая нить. Именно основа, или долевая нить, является самым стабильным, нерастяжимым направлением ткани. При раскрое деталей одежды два фактора являются базовыми и определяющими: лицевая сторона материала и расположение основы с утком.
Лекала, или выкройки, выкладывают на изнаночную сторону материала вдоль долевой линии. Обычно крой сверху вниз по длине деталей совпадает с направлением нити основы. Если не учитывать правильное расположение, детали кроя будут деформироваться и растягиваться. Это связано с тем, что ткань усаживается в процессе увлажнения и носки больше по длине, чем по ширине. Усадка, в свою очередь, зависит от натяжения нитей в ткацком станке.
На этой особенности деформации основан, например, принцип кроя по косой. При раскрое деталей под углом 45 градусов получаются красивые ниспадающие воланы рукавов или фалды роскошных длинных юбок.
Ткань, выкроенная по косой, вытягивается под естественной силой тяжести более, чем основа и уток. Требует последующей корректировки длины готового изделия.
Для грамотной реализации идей дизайнера необходимо учитывать множество факторов: силуэт, конструктивные линии, тип материала и направление долевой нити при раскрое. Правильное расположение деталей и множество других технических тонкостей помогают воплотить задумку портного при создании правильного изделия.
Или применяйте нитепрошивной неклеевой флизелин/дублерин. Тогда нужно аккуратно деталь прометать стежками со слабым натяжением нити (чтобы не смять ворс и легко удалить нитки). Также можно дублировать бархат органзой, вкладывая её между слоями заготовок и промётывая косыми стежками.
Как обработать край изделия из бархата?
Обработка края лентой из органзы
С лицевой стороны пристрачиваем ленту, совместив край ленты и среза. Строчим по краю ленты, расположенному дальше от среза. Подрезаем ткань до половины ширины ленты. Отгибаем ленту на изнаночную сторону и приметываем или прикалываем булавками.
Как шьют бархат против ворса или наоборот?
Важно: на бархате с высоким ворсом выкройки раскладывают только против направления ворса. Это значит, что на готовом изделии ворс будет направлен снизу-вверх. Панбархат раскраивают только по направлению ворса. Перед раскроем на изнаночной стороне можно стрелками обозначить направление ворса.
Как дублировать вельвет?
Дублирование деталей кроя
Для дублирования используют трикотажную клеевую (это особенно важно, если вельвет эластичный). Предварительно декатированную (просто намочить водой и дать высохнуть) клеевую поместить на дублируемую деталь.
Можно ли дублировать бархат?
Способы дублирования бархата
При необходимости продублировать детали, поищите в продаже флизелин или дублерин, который не требует увлажнения для приклеивания. . Также можно дублировать бархат органзой, вкладывая её между слоями заготовок и промётывая косыми стежками.
Как правильно шить из бархата?
Если Вы проведёте рукой вдоль кромки ткани, то по направлению ворса ткань будет гладкой, а против – шершавой. Часто можно встретить категоричные рекомендации о том, что бархат следует кроить ворсом вверх. Такое направление, конечно, даёт более глубокий цвет, однако не так приятно в носке.
Как убрать следы от шва на бархате?
Попробуйте обработать следы от прежнего шва с помощью пара и жесткой щетки с лицевой стороны, предварительно хорошо отпарьте ткань с изнанки, положив панберхат «лицом к лицу» чтобы не помять ворс.
Как восстановить ворс на велюре?
Чтобы вернуть изделиям первоначальный вид, используют паровую баню. Обувь держат над кастрюлей с кипящей водой, обрабатывая ее со всех сторон. Поверхность должна хорошо пропитаться паром. После «бани» пару протирают фланелью или суконкой, а через полчаса ворс расчесывают щеткой по всем направлениям.
Нужно ли стирать бархат перед раскроем?
Пред раскроем я всегда рекомендую декатировать ткань. Но бархат декатировать обычным способом нельзя, а натуральные нити в ткани могут дать усадку. В таком случае можно сделать так: подвесить ткань, проследить чтобы она не вытянулась и отпарить, не касаясь утюгом, вертикальным паром. Процедуру можно повторить дважды.
Как правильно кроить ворсовые ткани?
ворсовые ткани для верхних изделий, кроятся ворсом вниз. При крое на ворсовой ткани нельзя переворачивать детали «вниз головой», они все должны располагаться в одном направлении — «вверх головой». Ткани в клетку тоже надо различать по некоторым признакам.
В каком направлении кроить велюр?
Как кроить ткань
Все выкройки выкладывайте в одном направлении: или по ворсу, или против него. Обратите внимание: Если у бархата высокий ворс, то выкройки можно выкладывать исключительно против направления ворса. Это значит, что на готовом изделии ворс будет направлен снизу-вверх.
Как поднять ворс на бархате?
Как восстановить ворс на бархате? Если во время чистки примялся ворс, смочите бархат спиртом, подержите 3-4 минуты над паром и протрите против ворса редкой и жесткой щеткой. Повторите несколько раз, пока примятость не исчезнет. выцвел бархатный костюм.
Как обрабатывать вельвет?
Стирайте одежду из вельвета вручную или в стиральной машине, установив её на деликатный режим при 30 градусах. Не забудьте вывернуть одежду наизнанку! Используйте отжим на минимальных оборотах и никогда не используйте машинную сушку!
Как делать вто вельвета?
Утюжка вельвета
Утюжить нужно утюгом с большой пароотдачей, слегка прикасаясь утюгом к ткани или через влажный проутюжельник. Также существуют паровые уюги предназначенные для тканей с ворсом и синтетических тканей где прикосновение утюга не рекомендуется. К таким тканям относятся вельвет, бархат, нейлон.
Как обработать край вельвета?
Вельвет и вельветин стачивают строчкой с длинным стежком — 19-12 стежков на 2,5 см, иначе шов получится неровным. Если вы стачиваете детали из толстого вельвета с широким рубчиком, следует уменьшить нажим лапки. Вельвет очень сильно осыпается, поэтому все срезы необходимо обработать на оверлоке или окантовать.
В одежде применяются детали верха, подкладки, прокладки и отделки. Наиболее разнообразны по конструкции основные детали верха: перед, спинка, рукава, воротник, половинки брюк, переднее и заднее полотнище юбки и т.д. К неосновным (мелким) деталям относятся подборта, клапаны, листочки, обтачки и подзоры карманов, хлястик, пояс, манжеты рукавов и др.
Контуры деталей называют срезами; они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека: боковые срезы переда и спинки, передней и задней половинок брюк; срезы бортов или застежки; передний и локтевой срезы рукава; срезы низа и верхние срезы деталей. Некоторые верхние срезы переда и спинки имеют собственные названия: срезы горловины, проймы, плечевые срезы. У воротника – срезы стойки и отлета; верхний выступающий контур рукава называется срезом оката [8].
Рассмотрим названия конструктивных срезов и направления нити основы на деталях мужского костюма (рисунок 4), как наиболее сложного швейного изделия (таблица 1). Долевое направление нитей в деталях кроя и допускаемое отклонение от нее представлено в приложении В, таблица В.1 [9,10,13].
Таблица 1 – Спецификация основных деталей кроя мужского костюма
Номер и наименование детали | Эскиз с указанием направления нити основы и допускаемое отклонение от нее, % | Название конструктивных срезов | Направление нити основы |
Детали пиджака из ткани верха: 1 Перед | 1-2 – срез горловины; 2-3 – срез раскепа; 3-4 – срез уступа лацкана; 4-5 – срез лацкана; 5-6 – срез борта 6-7 – срез припуска на подгибку низа; 7-8 – срез низа; 8-9 – боковой срез; 9-10 – нижний срез кармана; 10-11-12 – конструктивная линия вытачки; 12-13 – верхний срез кармана; 13-14 – боковой срез; 14-15 – срез проймы; 15-1 – плечевой срез. | Нить основы направлена па-раллельно ли-нии полузаноса (средней) ниже верхней петли. | |
2 Спинка | 1-2 – срез горловины; 2-3 – плечевой срез; 3-4 – срез проймы; 4-5 – рельефный срез; 5-6 – срез уступа шлицы; 6-7 – срез шлицы; 7-8 – срез низа; 1-8 – средний срез спинки; | Нить основы направлена па-раллельно ли-нии, соединяю-щей крайние точки среднего среза. |
Продолжение таблицы 1
3 Боковая часть | 1-2 – срез проймы; 2-3 – боковой срез; 3-4 – срез низа; 4-5 – срез шлицы; 5-6 – срез уступа шлицы; 1-6 – рельефный срез; | Нить основы направлена пер-пендикулярно линии талии и бедер. |
4 Верхняя часть рукава | 1-2 – срез оката; 2-3 – передний срез; 3-4 – срез низа; 4-5 – срез шлицы; 5-6 – срез уступа шлицы; 1-6 – локтевой срез; | Нить основы направлена па-раллельно ли-нии, соединяю-щей крайние точки переднего среза |
5 Нижняя часть рукава | 1-2 – срез оката; 2-3 – локтевой срез; 3-4 – срез уступа шлицы; 4-5 – срез шлицы; 5-6 – срез низа; 1-6 – передний срез; | |
6 Подборт | 1-2 – срез раскепа; 2-3 – срез уступа лацкана; 3-4 – срез лацкана; 4-5 – срез борта; 5-6 – срез припуска на подгибку низа; 6-7 – срез низа 7-1 – срез притачивания подкладки. | На подборте с выпуклым внешним срезом лацкана (прогиб более 1 см) – нить основы направлена па-раллельно внеш-ним срезам подбортов, рас-положенным ниже линии талии. |
Продолжение таблицы 1
7 Верхний воротник | 1-2 – срез отлета; 2-3,1-6 – срезы концов; 3-4, 5-6 – срезы раскепа; 4-5 – срез стойки. | Нить основы направлена пер-пендикулярно прямой линии, соединяющей углы отлета воротника. |
Детали брюк из ткани верха: 8 Передняя поло-винка брюк | 1-2 – верхний срез; 2-3 – средний срез (срез банта); 3-4 – шаговый срез; 4-5 – срез низа; 1-5 – боковой срез. | Нить основы направлена перпендикуляр-но линии, соеди-няющей точки середины ши-рины половинки внизу и на уровне колена. |
9 Задняя поло-винка брюк | 1-2 – верхний срез; 2-3-4 – конструктивная линия вытачки; 4-5 – верхний срез; 5-6 – средний срез (срез сидения); 6-7 – шаговый срез; 7-8 – срез низа; 1-8 – боковой срез | |
10 Правая часть пояса | 1-2 – верхний срез; 2-3, 1-4 – срезы концов; 3-4 – нижний срез; | Нить основы направлена па-раллельно верх-нему срезу |
11 Левая часть пояса | 1-2 – верхний срез; 2-3, 1-4 – срезы концов; 3-4 – нижний срез; |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Чтобы готовое изделие всегда сохраняло форму, нужно иметь представление о долевой нити и какова ее роль в текстильных материалах. Если во время раскроя не брать во внимание направление нитей, во время носки вещь вытянется в ненужных местах и потеряет эстетически привлекательный внешний вид. Итак, рассмотрим детально, что собой представляет долевая нить.
Ткань для платья
Любая ткань в независимости от материала — это тесное переплетение уточных (уток) и долевых нитей. Во время кроя, долевая нить всегда ложиться сверху вниз (вертикально) а уточная — по ширине. Чтобы не запутаться в процессе работы и не потерять нужную сторону, на ткани делаются пометки мелом в виде горизонтальных и вертикальных линий. Итак, именно от правильного определения поперечной и долевой нитей будет зависеть качество и срок эксплуатации изделия, поэтому обязательно берем во внимание профессиональные советы.
Как определить, где у ткани долевая нить
Существует несколько правил, после которых не остается сомнений по поводу долевой нити. При продаже ткань всегда находится в рулоне вдоль полотна. Именно таким образом она была расположена на ткацком станке. При изучении рисунка и краев можно заметить, что долевая нить после среза остается несколько свободной и махровой на краю. Это значит, что продавец отрезал полотно по поперечной нити. После покупки обязательно нужно отметить где именно находиться долевая нить. Это сэкономит не только нервы, но и время.
Пожалуй, самым простым способом является растягивание отрезка ткани. Та часть, которая менее эластичная является уточной, а та что растягивается слабо или вовсе не тянется, представляет собой направление долевых нитей.
Надо отметить плотные ткани, в которых переплетение нитей очень плотное. К примеру, определить продольные нити у габардина очень тяжело, поэтому здесь подойдут всевозможные способы: растягивание, определение по звуку, советы продавца и прочее.
Определяем долевую нить на ткани по кромке
Если по каким-либо причинам ширина отреза короче чем длина или наоборот, на помощь приходит кромка. Найти правильно направление долевой нити с помощью кромки — оптимальный вариант для неопытных рукодельниц. Кромка во всех случаях идет вдоль долевых нитей. Она может быть разного размера, собранной, с дырочками и без, но ее предназначение от этого не меняется.
Определение направления долевой нити
Но что делать если материя без кромки? Бывает и так, что кромку приходиться срезать заранее, но пометок не сделали. Тогда можно присмотреться к рисунку, обычно продольные линии наводятся по долевым линиям. К сожалению, это правило действует не всегда, ведь рисунки могут рисоваться разными способами. Тогда берем на вооружение нижеуказанные советы.
Как определить направление долевой нити на ткани — советы для новичка
- Определяем по звуку — возможно, для кого-то такой вариант покажется смешным, но все же на практике он показывает отличный результат. Растягиваем материю и резко дергаем. По долевой нити звук будет резкий и четкий, а по уточной — глухой и менее заметный.
- Переплетение и рубчик — сатиновые, атласные и саржевые полотна имеют рубчик, который всегда идет по продольным линиям. Если провести по ним рукой, вдоль долевой нити ощущается гладкая поверхность.
- Определить долевую нить на ворсовых материях очень просто — она всегда идет по направлению ворсинок.
Эти основные, но не сложные моменты позволят сделать красивое, практичное, а главное качественное изделие. Не пренебрегайте советами специалиста и тогда ваш труд принесет только положительный результат.