Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.
Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, ткань, выкройки.
Последовательность выполнения работы
Подготовка ткани к раскрою
- Определить направление долевой нити ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка. Проверить, нет ли дефектов, промерить ширину и длину, срезать кромки (если они стягивают ткань).
- Отгладить ткань.
- Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицом внутрь, уравнивая рисунок (цветы, полосы и т.д.), сколоть.
- Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
Раскладка деталей выкройки на ткани
1. Разложить на ткани крупные детали, начиная с полочки, отступив от поперечного среза на величину припуска на подгибку низа изделия.
2. Если ткань однотонная или с рисунком, направление которого выражено не ярко, то выкройки раскладывают в разные стороны (рис. а — с подкройным подбортом, б — с цельнокроеным подбортом). Если ткань с ворсом (вельвет, фланель, бумазея и др.) или в ткани направление рисунка ярко выражено, то выкройки располагают в одну сторону по направлению рисунка или ворса (в).
3. Обвести детали выкройки по контуру, отмечая контрольные точки, еще раз обвести детали с учетом припусков на швы.
Самоконтроль
Проверьте:
- правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом ее рисунка;
- совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройках;
- точность обводки деталей; все ли контрольные точки отмечены на ткани;
- величину припусков на швы по всем срезам.
Раскрой деталей
- Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
- Отколоть детали выкроек, сколоть крой.
Самоконтроль
Проверьте:
- количество деталей кроя;
- нанесены ли контрольные точки по линии талии, бедер, в местах вытачек, накладных карманов;
- равномерность ширины припусков.
Вопросы
- Какие операции включает в себя подготовка ткани к раскрою?
- Что надо учитывать при раскладке выкройки на ткани?
Обработка и соединение деталей
Практическая работа
Инструкционная карта
Подготовка деталей кроя к обработке
Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, детали кроя.
Последовательность выполнения работы
1. Проложить копировальные стежки по контурам деталей линии полузаноса, низа, бока, проймы, плеча, горловины; вытачкам, местам расположения карманов, контрольным точкам по линии бедер, талии.
2. Удалить булавки, которыми скалывали крой, раздвинуть детали, разрезать копировальные стежки.
3. Проложить прокладочные стежки по середине спинки и переда.
В данной статье мы собрали профессиональные советы, которые помогут вам кроить экономно, точно и с учетом особенностей выбранного материала.
Разложите лекала до покупки ткани
Первую раскладку делают перед >покупкой ткани, чтобы точно рассчитать ее расход. Для этого на полу раскладывают все детали выкройки. Опытным швеям обычно удается сэкономить до метра материи (по сравнению с расходом для аналогичной модели в журнале мод).
Найдите «лицо» и долевую
- Материалы с шерстью скручивают в рулоны лицевой стороной внутрь, с шелком – наружу.
- Если на полотне есть сгиб, то внутри – его лицевая часть.
- Принты и узоры обычно выглядят более яркими и четкими с лицевой стороны.
- Заводские дефекты (узелки, комочки) свидетельствуют об изнанке.
- Лицевая часть ворсованных материалов смотрится аккуратнее.
- Лицевой рубчик (в саржевом плетении) направлен слева направо и снизу вверх.
Чаще всего на изнанке дырочки кромки вогнутые, а на лицевой стороне – выпуклые, их легко обнаружить, если провести рукой
С поиском долевой проще – данная нить основы параллельна кромке. Большинство материалов (кроме эластичных) не растягиваются или тянутся очень слабо по долевой. В отличие от легко растягиваемых поперечных нитей (утка).
Обнаруженные дефекты обведите мелом или отметьте контрастными нитками, чтобы позже заметить при раскладке выкройки. Также отметьте мелом или другим удобным способом направление ворса (если он есть).
Кромка будет лишней
Кромка не должна попасть на деталь кроя. Поэтому при раскладке выкройки ее обязательно пускают в отходы. А если сильно стягивает полотно, заранее аккуратно срезают по всей длине или надрезают в нескольких местах. Исключение – материя с ровной, гладкой кромкой, идущей в шов или край изделия, например простыни.
Края срезов, особенно тонкой материи, лучше выровнять – потянуть за нить утка (поперечная), а затем отрезать по возникшей ровной линии. Трикотажные полотна разрезают по поперечной линии петель
Методы декатировки зависят от материала
Новое полотно перед раскроем декатируют (обрабатывают температурой и паром), чтобы волокна не дали усадку при первой стирке и вещь не деформировалась. Исключение – бархат, вельвет, плюш, флизелин, синтепон, болонья, «мятая» материя любого состава, лак и кожа. Их достаточно проутюжить с изнаночной стороны.
В домашних условиях большинство тканей просто проглаживают утюгом с паром с изнаночной стороны при температуре, разрешенной для данного состава волокон. Утюг при этом перемещают вдоль долевых нитей.
Однако некоторые материалы требуют более сложной декатировки. Их замачивают в теплой воде или стирают, затем слегка отжимают, сушат и лишь затем гладят с паром через проутюжильник (исключение составляют прозрачные ткани – их гладят без пара). Шерсть, например, увлажняют и оставляют на 10 часов, а шелк декатируют несколько раз подряд.
Как правильно разложить детали выкройки?
Начинающим портным, шьющим по готовой выкройке, пригодится план раскладки к модели в журнале мод. Более опытным рекомендуем поэкспериментировать: всегда существует более экономный вариант раскладки.
Сначала выкладывают крупные детали – спинку, полочки, рукава. Между ними размещают меньшие – пояс, воротник, манжеты, карманы, обтачки и др. Вокруг каждой предусматривают припуски на швы (1–1,5 см на швы, 3–5 см на подгибку низа изделия).
Направление долевой (нити основы) указывают стрелкой. Для проверки ее параллельности кромке используют линейку
Способы сгиба материала
- Продольный. Универсальный, самый простой сгиб.
- Поперечный. Для изделий из тонких тканей с эластаном.
- Частичный. Для экономии материи или недостатке ее ширины.
- В два сгиба. Для одежды с полочкой и спинкой, выкроенными со сгибом.
- В разворот (без сгиба). Для платьев, юбок, сарафанов с подолом по косой.
Выбор одного из данных способов сгиба зависит от особенностей материала, его длины/ширины, а также величины выкраиваемых деталей. Подробнее на рисунках ниже.
При продольном сгибе ткань складывают лицевой стороной внутрь вдоль долевой нити, соединив кромки
Если ткань скользкая, сколите ее в нескольких местах и по краям булавками. Ими же зафиксируйте крупные детали кроя.
При поперечном сгибе ткань складывают перпендикулярно долевой, внутрь лицевой стороной, соединив кромки
Вдоль линии сгиба (вплотную к нему и без припуска) выкладывают детали, выкраиваемые со сгибом (спинку, подол юбки и др.). Полочку, наоборот, вплотную к кромке. Если застежка или шов на спине, то среднюю часть спинки также размещают у кромки.
Частичный сгиб – ткань складывают вдоль долевой нити только с одной стороны. Так, чтобы уместилась самая широкая деталь выкройки со сгибом. Остальные части размещают на однослойном полотне
Сгибая ткань в двух местах, кромки соединяют в середине. Изнанка снаружи
Правила раскладки выкройки
Размещают детали выкройки с изнанки (в редких случаях часть из них выкладывают с «лица»). При этом рукава размещают в полноразмерном виде и оба одновременно. Если материя однотонная, направлять детали можно как угодно, главное – соблюсти долевую.
Если на полотне есть рисунок
- Мелкий узор совмещать не нужно, достаточно выложить детали в одном направлении.
- Крупный рисунок обязательно симметрично совмещают, скрепляя ткань булавками. А середину горошин размещают вдоль центра переда, спинки.
Для полосатых материалов
Вдоль центра полосатых деталей, особенно лифа и спинки, размещают доминирующую полоску. Продольные швы при раскладке тщательно совмещают, добиваясь точности рисунка. При этом учитывают симметрию рукавов, спинки, полочек.
Если есть клетки
В клетчатой материи, особенно с крупной и асимметричной клеткой, нужно тщательно совмещать линии клетки в продольных и поперечных швах. И постоянно контролировать процесс совмещения, в том числе с помощью контрольных меток (они отмечены черточками на готовых выкройках к клетчатым моделям в журналах).
Если есть начес, ворс, направленный рисунок
Ворс одежды из бархата, вельвета, велюра должен быть направлен одинаково – вверх или вниз. Поэтому все бумажные лекала раскладывают только в одну сторону. Иначе отдельные части готового изделия будут разного оттенка.
Далее – раскрой и пошив!
Все детали, даже самые мелкие, разложили и перепроверили? Сколите их булавками с тканью, чтобы не съехали в сторону. Приступайте к разметке и раскрою. Удачи вам!
В инструкциях по шитью Burda всегда предоставляется информация о точном расходе ткани для любой модели. Это полезно знать, отправляясь в магазин за необходимыми материалами. Но нередко мы используем для шитья отрезы, которые были куплены заранее просто потому, что понравились, или кем-то подаренные.
Если оказалось, что ткани меньше, чем нужно по инструкции, не отказывайтесь сразу от выбранной выкройки. Есть несколько простых секретов, как «сэкономить» расход материала.
1. Сначала переснимите на бумагу весь комплект деталей выкройки.
2. Детали со сгибом посередине вырежьте полностью, с разворотом.
3. Все мелкие детали — обтачки, карманы, клапаны, шлёвки, хлястики, пояса также переснимите на бумагу и вырежьте. Будьте внимательны, некоторые простые прямоугольные детали из перечисленных выше не располагаются на листе выкроек. Обычно для них в инструкции приведены точные размеры, по которым их нужно начертить самостоятельно.
4. Внимание! Все детали выкройки из бумаги должны быть изготовлены в полном размере и в нужном количестве. То есть, 2 рукава, обе половинки полочки или воротника и тому подобное.
5. Разложите ткань в один слой, лицевой стороной вниз, и начинайте размещать на ней все приготовленные детали выкройки.
6. Располагайте детали близко друг к другу, обязательно учитывая направление долевой нити. Следите за тем, чтобы расстояние между ними было достаточным для необходимых припусков на швы и подгибку низа деталей. У тканей с выраженным ворсом или блеском (бархат, вельвет, атлас, шелк) также важно раскладывать детали в одном направлении.
7. Обратите особое внимание на совмещение рисунка ткани (раппорт, клетка, направление рисунка), где это требуется. Помогут вам в этом специальные метки для совмещения, которые всегда есть на выкройках, которые предлагается шить из тканей с подобным рисунком. Если же выбранная вами выкройка по журналу шьется из однотонного материала, а вам все-таки необходимо состыковать раппорт рисунка, заранее нанесите такие метки на бумажную выкройку самостоятельно.
8. Обычно припуски на швы делают 1,5 см (на подгиб низа до 4 см). При необходимости можно сделать их меньше, исходя из качеств используемой ткани (плотность, сыпучесть).
Совет: чтобы не дать осыпаться маленьким припускам на швы у очень рыхлых тканей (букле, например), сразу после раскроя обметайте на швейной машине все края каждой детали зигзагообразной строчкой шириной примерно 5 мм и шагом 2-3 мм.
9. Что делать, если после экономной раскладки некоторые детали выкройки все равно не поместились на ткани? Если материала совсем мало, некоторые внутренние детали (например, обтачки) можно выкроить из другой ткани.
Подгибку низа изделия или рукавов можно сделать «фальшивой». Для этого понадобится подкладочная или другая ткань, подходящая по цвету. Выкроите из нее полосу соответствующей длины, шириной около 4 см с припусками 0,5-1 см. Сшейте по коротким срезам полосу в кольцо и пришейте к низу изделия лицевой стороной к лицевой стороне. Заутюжьте «фальшивую» подгибку внутрь изделия. Свободный продольный срез подгибки заутюжьте внутрь на 0,5-1 см и подшейте вручную потайными незатянутыми стежками. То же самое можно проделать, выполняя подгибку рукавов.
Если позволяет фасон и крой модели, можно избежать выполнения нескольких швов (боковых или средних), сделав детали цельными. Это поможет сохранить драгоценные сантиметры вашей ткани, не тратя их на припуски на швы в этих местах. Например, в отрезном платье полуприталенного силуэта юбку можно выполнить одним целым полотнищем только с одним швом сзади, а вместо боковых швов сделать вытачки.
Нехватку основного материала из недостатка можно превратить в большой плюс. Используйте другую ткань для комбинирования. Она может быть в тон или контрастной. Учитывая особенности кроя выбранной вами модели, можно выкроить из дополнительной ткани даже более крупные детали, чем обтачки и подгибки. Например, рукава, кокетки, карманы, воротник, манжеты, пояс.
Если на полочке и спинке есть рельефные швы, выкроите их боковые и средние части из разных тканей. Даже широкая часть низа изделия также может быть не из основного материала. Более интересный метод – сделать горизонтальные вставки из дополнительной ткани на полочке и спинке или на полотнищах юбки. Очень стильно выглядят комбинации с кружевными деталями.
Подключите фантазию и не бойтесь комбинировать и у вас получится эксклюзивная вещь в единственном экземпляре. И обязательно учтите это, внеся коррективы в детали бумажной выкройки, чтобы не ошибиться с раскроем.
Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.
Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.
Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.
Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.
Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.
Все ткани перед раскроем проутюживают.
Определение лица, направления ворса, дефектов ткани
Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.
Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.
Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.
Раскладка выкроек и раскрой
Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.
Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».
Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.
После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.
До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.
Привет, покажу как построить выкройку прямо на ткани. Такое построение я использую, когда крою что-то простое: те же летние топы, простые платья, домашнюю одежду. Получается быстро и вполне хорошо.
Но, конечно, какую-то хорошую одежду из дорогой ткани таким методом не шью и не рекомендую. Для подобных изделий использую предварительно построенную основу.
Для построения нужно снять с фигуры 6 мерок.
Замеры с фигуры
Пошаговое построение выкройки
Картинки нарисованы в программе Автокад, но все эти построения я делаю сразу на ткани.
Спинка
Прямоугольник с пунктирными линиями обозначает ткань, сложенную вдвое. Строить начинаю от сгиба, отступив сверху 4-5 см.
Провожу верхнюю линию, линию талии и линию бедра.
Размеры указаны мои, у вас будут, конечно, свои.
Горловина
Ширину ростка можно рассчитать как обхват шеи деленный на 5. Высота ростка у меня 2 см, можно взять 3 см.
Провожу линию проймы. Она проходит ровно посередине расстояния Длины спины до талии
Задаю ширины
По линии талии немного приталиваю на глаз. Можно, конечно, замерить Обхват талии и приталить по мерке.
Линия плеча
Провожу линию плеча от конца горловины до горизонтали длиной равной Длине плеча.
Наклон у меня 2 см, потому что плечи мои прямые. Если вы брали высоту ростка 3 см, то ваш наклон будет 3 см.
Рисую пройму из конца плеча до горизонтали проймы.
Выкройка спинки готова.
Теперь спинку можно откорректировать по выбранной модели. Здесь майка: от конца горловины отложено 4 см, ширина плеча тоже 4 см, спуск по пройме 1 см.
Полочка
Вырезанную спинку прикладываю на ткань, также сложенную вдвое со сгибом.
Можно вырезать полочку без вытачки, тогда необходимо внести всего две поправки.
Можно сделать полочку с вытачкой, этот вариант немного сложнее.
Полочка без вытачки
1. Линию плеча поднять на 1 см
2. Углубить горловину по модели
Полочка с вытачкой
1. Линию плеча поднять на 1 см
2. Углубить горловину по модели
Делаем отметки как показано на рисунке:
Высота груди — от горловины вертикально вниз, проводим горизонталь к центру;
Центр груди / 2 +2 см, например, 18/2 + 2 = 11 см — от середины по линии Высоты груди;
Раствор вытачки — от вершины бокового шва вверх.
Раствор вытачки у меня выяснен экспериментально и равен 4,5 см. В общем случае нужно ориентироваться на следующие значения:
для размеров 42 — 46: 6 см;
56 и более: 9 см.
Правильность выбранного раствора выяснится на примерке. Если в районе вытачки образуется некая слабина по шву — как мешочек, можно сшить вытачку чуть-чуть вогнутой линией, чтобы убрать слабину.
Черчу пройму
6 способов раскладки выкройки на ткани. Есть несколько основных методов раскладки выкроек на ткани.
Ниже краткое описание, а в галерее наглядные картинки, листайте, чтобы понять лучше.
Есть несколько основных методов раскладки выкроек на ткани.
Ниже краткое описание, а в галерее наглядные картинки, листайте, чтобы понять лучше)
1. Продольный сгиб — Ткань складывается напополам по линии основы, лицевыми сторонами вовнутрь, кромка к кромке.
2. Поперечный сгиб — Ткань складывается пополам по поперечной линии, лицевыми сторонами вовнутрь, кромка к кромке.
3. Два сгиба — Края ткани складываются по нитям основы, лицевыми сторонами вовнутрь, к середине полотна, кромка к кромке.
4. Раскладка в разворот — Детали выкройки раскладывают на разложенной в один слой ткани, с изнанки или если потребуется с лицевой стороны.
5. Частичный сгиб — Ткань складывается с одной из сторон по нити основы, лицевыми сторонами вовнутрь, на ширину, которая необходима для того, чтобы детали выкройки со сгибом поместились полностью. А остальные детали располагают на той части полотна, которая разложена в один слой.
6.Раскладка по косой.
Раскладку по косой применяют тогда, когда деталь кроя (или несколько) будущего изделия, «должны» стать более пластичными, мягкими, подвижными.
Сохраняйте в закладки, если было полезно )Пригодится при раскладках.
Какими методами чаще пользуетесь вы? Может быть, можете добавить способ, который не описан выше?
Иногда, легче взять готовую выкройку и переделать под свой размер, чем заново строить чертеж основы и наносить изменения.
Тем более, конструкторы сейчас строят высокоточные чертежи с помощью специальных программ на компьютере.
Можно снять измерения со своей фигуры и довериться профессионалам.
Использовать готовые выкройки, изменять их в соответствии со своим размером и особенностями фигуры, если только вы сами не опытный конструктор.
Для того чтобы разложить на ткани готовую выкройку или ту, что построили самостоятельно, нужно помнить несколько правил раскроя.
Правила при раскрое
При раскладке выкройки на ткань, обязательно учитывайте характер её лицевой поверхности — наличие ворса, рисунка, а также, направление долевой нити.
Направление ворса
К ворсованным тканям относятся такие ткани, как бархат, вельвет, махровые ткани, велюр, драп и ряд шерстяных тканей.
Если провести по поверхности ворсованной ткани рукой параллельно кромке, а ворсинки останутся лежать, значит, вы движетесь по направлению ворса.
Если ворсинки понимаются под ладонью – против направления ворса.
Помните, что на любую ворсистую ткань детали бумажной выкройки нужно накладывать в одном направлении, т.е. нижние края всех деталей должны быть направлены в одну сторону.
Направление узора ткани
Узор многих тканей имеет определённое направление.
На ткани с направлением узора детали бумажной выкройки нужно раскладывать так, чтобы нижние края деталей были направлены в одну сторону.
Ткани с рисунком в клетку или полоску сложны для раскроя.
Нужно внимательно следить за подгонкой клеток и полосок: важно, чтобы узор совпадал у продольных швов, а это требует определенного опыта.
Детали бумажной выкройки раскладывайте так, чтобы нижние края деталей совпадали с одной и той же полосой узора.
Кроме того, покупая ткань в клетку или полоску, помните, что благодаря подгонке рисунка увеличивается расход ткани.
Не пренебрегайте подготовительными этапами. Они составляют основу качественного шитья.
Изучите вид ткани, направление ворса и узора, а также, другие параметры. Это поможет не совершать ошибок при раскрое и шитье швейных изделий.
Сегодня мы будем строить базовую конструкцию плечевого изделия (платья, лифа, боди) без прибавок на свободу облегания по английскому методу конструирования и моделирования (Энн Хаггар).
На основе этой выкройки можно в дальнейшем моделировать различные виды бюстгальтеров (классические, спортивные), топы купальников, а также эта выкройка подойдет для моделирования любых видов плечевых изделий с вытачкой: платья, блузы, рубашки, жакеты (не забываем только делать соответствующие прибавки на свободу облегания, соответствующие виду изделия и желаемой степени свободы). А также, если размоделировать вытачки, то есть конструктивно убрать их, пропорционально распределив этот объем, то это основа подойдет для моделирования любых изделий без вытачек: футболок, маек, топов.
Для начала запишем мерки, которые нам понадобятся для построения выкройки (можно брать свои мерки или использовать таблицы с размерными признаками типовых фигур):
Начинаем построение, как всегда, с базисной сетки:
Чертим горловину по спинке и по переду следующим образом:
А затем строим плечевую вытачку, раствором 1,4 см:
Продолжаем построение, находим точку Центр груди:
Переходим к построению проймы по спинке и по полочке. К линии плеча пройма подходит под прямым углом:
Делаем суммарный расчет вытачек по линии талии и распределяем его следующим образом:
Осталось переснять выкройку на кальку, закрыть вытачки и начертить окончательные линии плеча и талии с учетом закрытых вытачек:
Благодарю вас заранее за подписки, лайки и жду вопросы и отзывы в комментариях!