Горячий батик

Выполнение рисунков на ткани в технике горячего батика заключается в предварительном резервировании определенных участков картины горячим воском – при этом покрытые участки остаются не прокрашенными или покрываются красителем другого цвета. Благодаря этому можно создавать многослойные яркие картины с большим количеством цветов. Но сегодня мы сделаем горячий батик и покажем технику выполнения в нескольких шагах.

Горячий батик

Сама технология горячей росписи является самой первой и древней из всех видов батика, так как изначально участки под красители разных цветов резервировались именно воском, парафином или другими схожими по свойствам составами.

Ткань для горячей росписи применяется в основном шелковая, так как для того чтобы пропитать хлопковую ткань воск должен быть очень горячим, а работа с таким резервом довольно затруднительна. Воск на ткань наносят с помощью различных кистей или специальным инструментом – тьянтингом. Приемы нанесения резерва на ткань могут быть различными в зависимости от мастерства художника – можно сначала покрыть воском фон и внутренние линии контура, затем покрасить сам рисунок, а можно покрыть воском рисунок и опустить ткань в краситель. В первом случае получается белые рисунки на цветном фоне, а во втором – цветные рисунки на белом фоне. Самым сложным способом нанесения считается тот, при котором воск наносится только на контуры рисунка – при этом получается белое контурное изображение на цветном фоне.

По завершении работы резерв с ткани легко удаляется с помощью горячего утюга и обычных газет – ткань помещается между газетами и проглаживается утюгом, при этом воск расплавляется и впитывается в газету. Процедура продолжается до тех пор, пока не выплавится весь воск.

О техниках и способах горячей росписи тканей можно говорить бесконечно – здесь есть, где разгуляться фантазии, но давайте все же познакомимся с этим искусством на живом примере и посмотрим мастер-класс, в котором по шагам разберем, как самостоятельно сделать платок с цветами в этой технике.

Мастер-класс по изготовлению платка в технике горячий батик с техникой выполнения

Инструменты и материалы, необходимые для работы:

  • Шелковая ткань размером 60*60 см;
  • Краски для росписи по шелку и кисти (желательно колонок);
  • Рама или подрамник для ткани;
  • Булавки или степлер для закрепления ткани;
  • Обычные парафиновые или восковые свечи;
  • Кастрюля и жестяная баночка для растапливания свечей;
  • Вода и тарелка для палитры;
  • Кипа газет.

Этапы работы.

Слегка смачиваем ткань, чтобы она лучше натягивалась на раму, и закрепляем ее с помощью булавок или степлера. Ткань должна быть натянуто туго как барабан без провисаний и перекосов.

Горячий батик

С помощью хорошо заточенного мягкого карандаша переносим рисунки на ткань очень тонкими линиями. Рисунки можно перенести с уже готового эскиза или фото, подложив лист с картинкой под ткань или нарисовать сразу на ткани.

Из кастрюли и консервной банки делаем подобие паровой бани, в которой необходимо растопить воск, когда воск достаточно нагреется и станет прозрачным, опускаем в него наши кисти – они тоже должны хорошо прогреться.

Горячий батик

Покрываем воском самые светлые места нашей картины, в данном случае это края лепестков, и делаем легкие брызги по всей площади ткани.

После того как закрыли самые светлые места воском, смачиваем всю ткань и расписываем ее самыми светлыми цветами в виде пятен. Оставляем на некоторое время, чтобы ткань просохла, так как воск можно наносить только на сухую ткань.

Повторяем данную операцию несколько раз, постепенно переходя от самых светлых мест к более темным и не забывая делать брызги.

Горячий батик

После того как всю поверхность ткани покрыли воском, делаем эффект «кракле» — для этого снимаем ткань с подрамника и на 1 – 1,5 часа помещаем в холодное место. После того как ткань хорошенько охладилась, мнем ее таким образом, чтобы на воске образовались трещинки, в которые с помощью кисти втираем краску. В таком виде желательно оставить ткань на сутки, чтобы краска хорошенько впиталась в ткань.

Горячий батик

На этом этапе необходимо снять воск. Для этого хорошенько трем ткань, чтобы большая часть воска отшелушилась, а затем проглаживаем наш платок, положив его между двух газет. При этом воск расплавиться и впитается в газеты. Эту операцию повторяем до тех пор, пока газеты не будут оставаться чистыми. Если после этого ткань все еще остается жестковатой, то можно прополоскать ее в очищенном бензине для зажигалок – это удалит остатки воска с ткани.

Добавляем последние штрихи к нашему рисунку – почти сухой кистью проводим полоски на лепестках и листьях и декорируем медным контуром. Это нужно делать очень аккуратно, чтобы полоски не растеклись и не испортили всю картину.

Горячий батикНаш платок готов, осталось подшить и можно носить.

Сама техника выполнения картин в горячем батике достаточно трудоемкая и требует больших временных затрат для высыхания ткани на всех этапах изготовления.

Видео по теме статьи

В заключение несколько видео сюжетов, из которых вы подробней узнаете такой технике росписи, как горячий батик, а также о том, как делать различные картинки и рисунки в этой технике.

Горячий батик

Что приходит на ум, когда Вы читаете это название? Какие ассоциации? У меня в голове сразу возникают картины: юг, жара, песок, темнокожие женщины в ярких саронгах, Гоген… В ушах шепот волн, на коже зной палящего солнца и легкий ветер в волосах.

Горячий батик

Сама родина батика в этом словосочетании. Яркие, красочные наряды, дивные птицы и цветы, ожившие на ткани под умелой рукой мастера.

Итак, почему же все-таки горячий? Потому что в работе в качестве резервирующего состава используется горячий, расплавленный до жидкого состояния воск.

Раньше в специальных чанах растапливали воск, затем инструментом, который называется чантинг или штампом наносили рисунок на ткань.

Горячий батик

Сейчас для этих целей художники используют множество инструментов. Это чантинг, щетинная кисть, батик-штифт, вообще любой предмет, пригодный к тому, чтобы окунуть его в воск и оставить оттиск на ткани.

Смысл в том, что расплавленный воск проникает в ткань и отталкивает краситель. В итоге место, покрытое воском, остается неокрашенным. В несколько приемов можно получить очень сложные, красивые, многоцветные орнаменты.

Расписанные подобным образом ткани весьма популярны и ценны в современном мире. Их используют в качестве материала для одежды, как самостоятельные аксессуары и даже для украшения интерьера.

После окончания работы нужно зафиксировать краски и освободить ткань от воска.
Краски для батика делятся на два вида — анилиновые и акриловые. Первые фиксируются обработкой паром, вторые закрепляют горячим утюгом.

Краски после закрепления становятся устойчивы даже к стирке, правда, требуют бережного и деликатного обращения. Стирать можно только руками в теплой воде, без использования моющих средств.

Сначала этапы работы над горячим и холодным батиком схожи — разработка идеи, создание эскиза и натягивание ткани на подрамник.

1. Соответственно наше идее создаем эскиз. Чем подробнее проработан эскиз, тем проще будет воплотить его в жизнь. Он должен быть в масштабе 1:1, чтобы нам легко перенести линии рисунка на ткань.

2. Готовим ткань к работе: Стираем ее, тщательно прополаскиваем, сушим, гладим. Можно, конечно, пропустить последний пункт, но по гладкой поверхности приятнее работать. Наша ткань обязательно должна быть размером несколько больше подрамника.

3. Переносим рисунок на ткань, пользуясь подходящими инструментами (карандаш, маркер для батика). Чтобы ткань не скользила и не “убегала”, закрепите ее кнопками на твердой поверхности. Подложите под нее эскиз, он будет просвечивать из-под светлой ткани.

4. С помощью кнопок натягиваем ткань на подрамник как барабан или как мини-батут, который пружинит при надавливании на него пальцем.

Горячий батик

Некоторые мастера переносят рисунок уже после натяжки, смотрите сами, какой вариант Вам более близок. Я использую оба.

5. Дальше начинается самый интересный этап работы. Расплавленный воск согласно нашему эскизу наносим на участки ткани, которые должны остаться белыми. Делаем это щетинной кистью, батик-штифтом или чантингом. Даём остыть. Затем берем краски и наносим самый светлый оттенок.

Горячий батик

После высыхания краски снова проходим воском по самым светлым местам, как бы закрепляя их. Процесс ведется поэтапно, от светлого к темному, чем-то напоминая работу с трафаретом, но только в свободной живописной манере.

6. Завершив роспись, дожидаемся окончательного высыхания ткани и снимаем её с подрамника. Теперь нам понадобятся утюг и бумага в большом количестве. На ровной поверхности раскладываем бумагу в несколько слоев, сверху располагаем нашу работу лицевой стороной вниз и укрываем ее еще несколькими слоями бумаги. Включаем утюг, выбираем подходящий для ткани температурный режим и начинаем снимать воск, проглаживая нашу работу. Под воздействием горячего утюга воск плавится и впитывается в бумагу. Листы по мере необходимости заменяем чистыми. Этот процесс длится до тех пор, пока ткань полностью не освободится от воска.

Горячий батик

7. Далее, если это панно или картина, оформляем работу в раму, снова натянув на подрамник. Платок или шарф стираем в теплой воде, сушим и обрабатываем края оверлоком.

Изделия, выполненные методом горячего батика, очень популярны. Дамы украшают себя шарфами и палантинами. Из ткани, расписанной вручную, получается оригинальная, яркая, неповторимая одежда, модельеры любят использовать батик в своих коллекциях.

Лично меня горячий батик притягивает свободой действий, мне нравится процесс создания новых миров на белой ткани. Когда снимаешь воск, роспись становится более живописной, приобретает глубину и насыщенность.

Горячий батик в отличие от холодного дает больше свободы в самовыражении. Кистью можно наносить пятна воска самой разнообразной формы, без ограничений.

Можно покрыть воском всю работу, потом снять с подрамника и хорошенько помять ткань. В результате этих действий получаются эффектные кракелюры — трещины на воске, которые придадут картине еще большую выразительность.

Эксперименты с воском развивают фантазию. Все неожиданные случайности в процессе творчества могут быть обыграны и внесены в общую композицию.

Первым открытием, удивившим меня, было то, что, оказывается, я могу писать на ткани портреты. Второе случилось при работе над серией городских пейзажей. Пугала сложность изображения архитектуры. Что это будет криво, неумело и вообще ужасно. Я ошиблась, город получился дивным, сказочным, с собственным настроением.

Создав несколько росписей, Вы научитесь чувствовать ткань, регулировать степень влажности для получения оттенков разной насыщенности. Процесс работы очень увлекательный и волшебный. Окунаясь все глубже в нюансы и тонкости батика, Вы будете шлифовать свои навыки и оттачивать мастерство, поднимаясь все выше и выше по ступеням этого искусства.

Любые события окружающей действительности, разнообразные сочетания предметов могут стать сюжетом для Вашего творчества. Весь мир целиком или по кусочкам послужит для Вас источником вдохновения.

Возможности неисчерпаемы, главное — искренний интерес к тому, что Вы делаете и желание двигаться дальше. Успехов Вам!

Горячий батик

Горячий батик

Одной из разновидностей батика является горячий батик. В основном узор получают с помощью воска (расплавленного), но бывает и из других подобных ему веществ.

Перед росписью в этой технике нужно сначала промыть ткань. Промывается она в горячем содовом растворе – 1 столовая ложка соды на 10 литров воды. Благодаря этому раствору смываются промышленные добавки, использующиеся во время обработки. Ткань слегка усаживается, за счёт этого рисунок не деформируется, после его нанесения. Высохшую ткань натягивают на раму.

Сначала рисунок наносится простым карандашом. Затем наносится восковой слой. Воск в расплавленном виде наносят туда, где по задумке должна быть краска более тёмная. Те плоскости, которые остались непокрытыми окрашиваются в светлые тона – ткань погружают в раствор красителя. Затем её сушат, поместив между несколькими слоями газет или мягкой бумаги, и проглаживают горячим утюгом. Таким методом и снимается восковой слой. Далее воск наносят на только что прокрашенный участок и на те, что не должны красить в новый, второй за тональностью цвет. Процедура повторяется.

Горячий батик

Горячий воск наносится быстрыми движениями (пока он не застыл) широкой кистью на большие плоскости ткани и тонкой кистью или тьянтингом для нанесения линий. Небольшие изделия также можно красить аэрографом, кистью, губкой. Можно пользоваться трафаретом, если не хотите чтоб краситель попал на соседние плоскости.

В технике горячий батик больше возможностей по оформлению ткани, в отличие от техники холодного батика. В этой технике выполняются шторы, скатерти, декоративные подушки и так популярные среди молодёжи юбки, ткань для платья, блузки.

Горячий батикЯ уже писала кратко о технике горячего батика в статье «Батик: техники и виды». Рассмотрим подробнее, что собой представляет именно горячая технология росписи ткани и почему она так называется.

На самом деле именно горячий батик можно считать прародителем всего батика, который сегодня «размножился» на различные стили, направления и техники.

Потому что изначально древние индонезийские мастера (если верить истории батика) не просто красили ткань, а наносили перед этим резервирующий состав, позволяющий закрывать некоторые элементы ткани, в результате чего получался рисунок, орнамент.

Обычно таким резервирующим составом был воск, парафин, стеарин или их смесь. Для нанесения рисунка на ткань резерв должен быть жидким, то есть воск — расплавленным. Отсюда и термин «горячий батик».

Горячий батик

Издревле расплавленный резерв наносили специальной леечкой с тонким кончиком — я уже писала о чантинге, уделив ему целую отдельную статью. Тонкие линии и полоски, с помощью которых горячий воск «танцевал» на полотне, позволяли художникам творить невероятные и эксклюзивные вещи.

Сегодня горячий батик делается не только с помощью чантинга. Даже если у вас нет этого инструмента, вы смело можете пробовать эту технику.

Можно использовать кисти разного размера, проводя ими линии и рисуя узоры.

Горячий батик
Горячий батик

Можно окунать в жидкий воск готовые штампы, изображая на ткани какой-нибудь орнамент.

Горячий батик

Или ставить большие и маленькие точки, под которыми зарезервируется белый цвет.

Горячий батик
Горячий батик можно делать из 2-3 наложений цветов, а можно применить более тонкую контрастность и сделать 4-5 наложений разных оттенков, скрывая под очередной порцией воска предыдущий цвет и окрашивая ткань в более темные тона.

Горячий батик

С горячим батиком надо долго экспериментировать, чтобы понять всю многогранность этой увлекательной технологии. В какой-то момент даже кажется, что в дело подключается наука. А как иначе понять, рассчитать, какой слой рисунка оставить без краски и какой зарезервировать воском?

Горячий батик

Как же избавиться потом от воска на ткани, спросите вы? А я вам отвечу: воск очень легко выплавить с будущей картины или шарфика при помощи кипы газет и горячего утюга.

Горячий батик
Мастер-класс по этой технике я скоро опубликую.

Каждый мастер постепенно выработает свой стиль. И автор этих строк надеется тоже когда-нибудь попробовать эту технику, кажущуюся сложной лишь на первый взгляд.

И все же немного к горячему батику я прикоснулась, хотя использовала его в технике «кракелюр». Такой вид росписи по ткани обычно называют смешанной техникой. Это когда после обычного — холодного батика — все полотно покрывается тонким слоем воска. После застывания, он ломается в свободной или определенной последовательности и образовавшиеся трещинки заполняются краской. На картине возникает тончайшая поутинка, смотрится это очень красиво.

Горячий батик

Я все же провела такой эксперимент со своей работой «Пьяные домики», «залила» все воском, скоро буду делать «кракелюр» ( об этом эффекте напишу чуть позже) и покажу вам, что получилось.

Вот таков горячий батик. Удачного вам творчества!

Для работы в технике горячего батика вам нужны следующие материалы и инструменты: ткань белая (хб), подрамник (у меня размер 40х30см), кнопки для натягивания ткани, краски для батика «Гамма хобби», (не покупайте Гамма акрил для такого вида росписи они не годятся. ) Кисти разной толщины для росписи (каланок, пони) и разной толщины щетина для воска. Палитра и банка с водой. И основные инструменты для воска чанинги тоже разной толщины и формы и конечно же обычные технические свечи или парафин. И фен желательно с функцией холодного воздуха. Утюг и много газет.

Горячий батик

Это чанинги, продаются в художественных салонах. Лучше всего для росписи круглый чанинг — он долго держит температуру воска и удобен в использовании

Горячий батик

Такое приспособление необходимо для нагревания воска, это банка из под краски внутри врезана лампочка 75 ват. внутрь вставляем банку меньшего размера и в ней постоянно греется воск. Можно греть воск и на водяной бане в домашних условиях это проще.

Горячий батик

Горячий батик

Переводим рисунок на ткань карандашом, заливаем воском те места которые хотим оставить белыми у меня это блики и белая ткань. Потом самым светлым тоном красим предметы. Перед нанесением воска работу необходимо сушить. на мокрую ткань воск не ложится. И еще один важный момент — воск должен быть горячим но не кипеть. он должен полностью пропитать ткань. и сделать ее темнее, а не ложится на нее белой пеленой.

Горячий батик

Закрашиваем воском те места которые мы хотим закрепить и сразу же можем покрывать предметы более темным цветом и оттенками. Старайтесь чтобы не было резких переходов цвета и тона тогда работа будет более живописной.

Горячий батик

Поговорим о технике, названной «горячий батик», так как резервирующий раствор упогребляется в ней в горячем виде.
Из чего составляется резервирующий (водо- и красконспроницаемый) состав? Он готовится следующим образом: берут две части парафина, который продается в виде свечей в хозяйственных магазинах или шайбами, пластинами дня прогреваний в аптеках; одну часть воска (он тоже продастся в виде свечей в хозяйственных магазинах); одну часть вазелина — в качестве жировой добавки (вазелин продастся в аптеках).

Каждую составную часть разогревают и смешивают на огне в жестяной таре. На практике получается, что всех нужных компонентов не оказывается под рукой, и тогда приходится отступать от точного рецепта и работать только одним воском или одним парафином даже без использования жировых добавок.

Воск или восковую смесь наносят на поверхность ткани, причем на совершенно сухую; то, что ткань должна высохнуть после натяжки, является очень важным фактором. Итак: резервирующий состав наносят в горячем виде при помощи кисти, специального электрического карандаша (батик-штифта) или различных приспособлений (каталок и ножей), позволяющих выполнять узорные полосы различного силуэта и толщины, а также штампиков для воспроизведения самых разнообразнейших форм, колец, гороха, различных растительных мотивов, состоящих из усложненных форм цветов и листьев, которые встречаются в рисунке несколько раз.

Работать штифтом удобно потому, что в нем поддерживается нужная температура, что дает возможность более свободно оперировать формой нанесения воска. И к тому же он даст возможность провести очень тонкую линию.

Сейчас появилось очень много иностранных «пистолетов», которые работают на электричестве и в которые можно заправлять как клей, так и воск

Кисть даст более свободную, живую и разнообразную линию, позволяет в течение короткого времени заполнять большие плоскости. Воск для работы кистью разогревают в жестяной банке (используется банка из-под мясных и молочных консервов) или небольшой кастрюльке, ее держат во время всей работы на медленном огне или на электроплитке, не давая остыть и загустеть.

Кисть выбирают в зависимости от характера рисунка: если необходимо провести тонкие полоски, то удобнее работать длинноволосой колонковой кистью; если нужно покрыть большие плоскости, имеющие плавные очертания, то можно впять и флейц — плоскую щетинную кисть разной степени жесткости. Чтобы кисть не обгорела и не испортилась, ее следует окунуть вначале в слегка разогретый воск (не очень горячий, только начинающий плавиться). Нельзя ни в коем случае касаться кистью дна банки или кастрюли.

Кроме штифта и кисти, воск можно наносить и другими подсобными приспособлениями, например: тонкие прямые линии удобно проводить столовым ножом. Для этого нож обертывают тонкой шелковой тряпочкой (нож не должен быть хорошо наточенным), держат некоторое время в горячем воске, чтобы он хорошенько прогрелся, стряхивают с него лишний воск и по линейкам проводят, если это необходимо, на ткани тонкую восковую линию, которая может образовывать контуры предметов, например, в натюрморте.

Для изображения на ткани кругов, горошков пользуются кнопками, монетами разных калибров, шляпками гвоздей и т.д., также обернув их предварительно шелковой тряпочкой и прикрепив к карандашу или какой-нибудь палочке, чтобы удобнее было опускать в горячий воск.

Когда начинаешь работать, то фантазия подсказывает множество различных приспособлений для нанесения воска в зависимости от характера рисунка, например: можно в широкой плоской кисти перевязать или вырезать зубцами часть щетины, изготовить из обыкновенного детского ластика или кусочка линолеума штамп с простейшим рисунком в виде завитков, ромбов, клетки и т.д.. Можно просто набрызгать кистью воск на поверхность, и получится эффект падающих снежинок.

Воск наносят на белую ткань, но можно ее предварительно затонировать, опустив в раствор какой-либо светлой краски, или прописать анилиновыми красками, которые продаются в пакетиках, на которых указано для какой ткани предназначен данный пигмент и название краски.
Анилиновые красители — это общее название синтетических красок, которые применяются для окрашивания тканей уже более ста лет.

Сухой пигмент можно развести, затем залить в банку и хранить некоторое время в жидком виде. Оставшиеся после росписи краски также можно использовать для работы несколько раз, если в них не попал другой пигмент или какой-либо чужеродный мусор. Желательно в одном изделии использовать или анилиновые краски, или природные красители, не смешивая их между собой.

Для росписи используются анилиновые красители трех групп: основные, прямые и кислотные. Основные красители имеют яркие тона и хорошо смешиваются друг с другом. Прямые, или субстантивные, красители также хорошо смешиваются друг с другом, но они не так ярки и дают более спокойную гамму тонов. Они прочнее основных красителей. Эти красители так и называются: прямой желтый светопрочный, прямой алый, прямой синий и т.д.

Кислотные красители более ярки по цвету, чем прямые, и также хорошо смешиваются между собой, но они не прокрашивают хлопчатобумажные ткани. Наиболее часто употребляются следующие кислотные красители: кислотный желтый, кислотный ярко-оранжевый, кислотный рубиновый, кислотный синий. И, что очень важно, ни в коем случае нельзя смешивать между собой анилиновые красители разных групп —основные с прямыми или кислотными. При смешивании они свертываются, выпадает осадок, и краска становится непригодной для работы.

При росписи тканей анилиновые красители разводят горячей водой из расчета не более 10—15 г красителя на 1 л воды. Чтобы придать раствору большую прочность, его следует прокипятить в течение 5—10 мин.

Сложной проблемой является закрепление красок на ткани. Готовое изделие можно запарить горячим утюгом через мокрую тряпку. Если ткань сильно линяет, необходимо повторить запаривание несколько раз.

Первоначально воском закрывают те части орнамента или композиции, которые должны сохранить цвет самой ткани (белой или слегка окрашенной). Остальную часть расписывают анилиновыми красками, добавляя в них иногда до 50% денатурата, чтобы краски ложились лучше, ровнее и хорошо растекались.

Краску наносят кистями или ватными тампонами, а излишки, попавшие на воск, снимают мягкой фланелевой тряпочкой или ватой. Когда краска высохнет, можно снопа покрыть воском некоторые части рисунка, и оставшуюся, не закрытую воском ткань расписать более темным тоном, повторяя так несколько раз. В результате получается многоцветный орнамент или композиция.

Можно получить так называемый мраморный рисунок или эффект трещин, кракелюр. Для этого не следует добавлять в воск вазелин. Материал с нанесенным воском нужно снять с рамы, смять руками, чтобы слой воска сломался и в нем образовались трещины, затем окунуть изделие в таз с холодным раствором краски. Краска проникнет в трещины и образует узор, напоминающий неправильную паутину, прожилки на природных камнях.

Когда роспись окончена и последнее покрытие краски высохнет, нужно снять воск с ткани. Для этого ткань кладут между листами газетной или мягкой оберточной бумаги и проглаживают горячим утюгом, чтобы воск перешел на бумагу. Затем ткань прополаскивают в бензине, который уничтожает остатки воска. Можно использовать только один бензин, не прибегая к проглаживанию через бумагу.

Надо отметить, что батиком могут заниматься даже те, кто никогда ранее не имел дела с оформлением ткани. Наибольшие возможности в рисовании по ткани открывает техника горячего батика.

Горячий батик

Техника горячего батика

Батик — искусство известное еще в таких древних цивилизациях, как Шумер, не устарело и в наше время. Батиком называют роспись по ткани, техник батика существует великое множество, но в основе каждой из них лежит принцип резервирования.

Резерв — это специальный состав, которым пропитывают ткань в тех местах, которые должны остаться незакрашенными. Как правило, резервом служат смеси из воска, парафина, смолы или канифоли.

Горячий батик подразумевает под собой использование хлопчатобумажных тканей. В такой технике можно декорировать предметы интерьера (скатерти, шторы) и одежду.

Для нанесения узора на ткань, используется специальный инструмент – чантинг. Чантинг – это миниатюрный кувшинчик с удлиненным носиком, который прикреплен к длинной деревянной ручке.

Горячий батик

Горячий батик. Техника

С помощью чантинга, на ткань можно наносить разнообразные узоры, практически любой сложности. В батике, очень важно сначала разработать эскиз, и только потом наносить рисунок. Рисунок наносится с расчетом, что он останется того же цвета что и ткань, даже после окраски. После того, как узор нанесен ткань погружается в краску. В соответствии с эскизом нужно разработать последовательность цветов, от светлого к темному. Вначале, ткань окрашивается в самый светлый цвет, который присутствует в рисунке.

Горячий батик

Техника горячего батика

После того, как ткань окрашена, горячий резерв наносится на ткань, с тем, чтобы получился узор с новым цветом. Так продолжается до самого темного цвета. В конце, ткань должна быть покрыта резервом практически полностью. Для того, чтобы очистить ее, нужно поместить ткань между двумя листами впитывающей бумаги и прогладить горячим утюгом. После такой обработки резерв начнет сходить на бумагу.

Горячий батик

Техника горячего батика

Когда листы пропитаются воском, их надо заменить на новые. Процедура продолжается до тех пор, пока с ткани не сойдет весь резерв. Рисунок готов. Теперь, вы знаете что такое горячий батик. Техника его выполнения не так проста, но результат того стоит.

Художественное рисование по ткани по старинным китайским традициям развивалось с производства знаменитого живописного шелка. Оно начиналось с особого механического способа окрашивания текстиля, отчего приобрело название горячий батик, техника выполнения которого применялась на основе работы с горячим воском.

Горячий батик

Приемы создания красивейших узоров по шелку и других натуральных тканей продолжает существовать лишь благодаря востребованности этого занятия как искусства и как ремесла, выделяя мастеров батика по всему миру. Знакомство с батиком обычно завлекают своими великолепными работами, увиденными где-нибудь на выставках шарфов ручной работы, или просто живописи по шелку, но как делать такие вещи, кажется, что процесс изготовления расписанных изделий не тяготит.

Горячий батик

Основные этапы

Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие. Очертания рисунков наносится чантингом. Фото того, как примерно выглядит инструмент:

Горячий батик

Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.

Горячий батикГорячий батик

Воск не должен остывать на поверхности ткани, он должен пропитаться в ткань, поэтому в работе нельзя медлить. Линии должны быть непрерывны, если у вас в планах ограничивать цвет именно по очертанию узора.

Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Горячий батик

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Горячий батик

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Горячий батик

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Горячий батик

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Горячий батикГорячий батик

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Горячий батик Горячий батикГорячий батик

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Горячий батик

Художественные приемы

Горячий батик можно выполнять с помощью трафаретов, вырежьте нужные вам рисунки и щетинными кистями разбрызгайте воск через отверстия.

Горячий батик

Используйте соль для получения водных капельных разводов. Посыпьте слегка на мокрый рисунок.

Горячий батик

Горячий батик

На мокрой ткани краски растекаются свободнее, на сухой можно наносить четкие линии тонкими кистями, для определения контуров. Ограничивающие детали могут удерживать краску, внутри же островков можете наносить разные цвета для плавных переходов.

Горячий батик

Растопленный воск можно наносить кистью.

Видео по теме статьи

Горячий батик

Горячий батик

Материалы: Ткань белая (шелк, креп-сатин, саржа подкладочная), акриловые краски для ткани, подрамник, кисти-флейц, щетина №1-№3, кисти круглые-белка №10, свечи хозяйственные восковые или парафиновые, кнопки, электрическая плита, 2 кастрюли для паровой бани, газеты, утюг, ножницы, палитра, банка для воды, портновские иголки, бумага, карандаш.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и любители искусства!
Мой мастер класс называется — панно в технике горячего батика «Осенние цветы».
В технике горячего батика используется расплавленный воск, а также электрическая плита и утюг, поэтому необходимо соблюдать технику безопасности и не оставлять детей без присмотра. Не допустимо попадание воды в горячий воск, растапливать его до жидкого состояния только на паровой бане (наполнить воском жестяную баночку и поставить ее в наполненную водой кастрюлю).
Горячий батик — это роспись по ткани с использованием жидкого воска в качестве резервирующего вещества. Воск закрепляет краску на ткани, и не дает проникнуть в нее другим краскам. Воск можно наносить на ткань грубой кисточкой, поролоном, штампом или чем-нибудь подобным.
Воск используется для техники послойного нанесения краски, когда при переходах от светлого к темному приходится многократно наносить один цвет на другой, а в промежутках резервировать поверхности воском. При фиксации паром (утюгом) большая часть воска впитывается фиксирующей бумагой, его просто выглаживают утюгом, поместив изделие между старыми газетами.
Каждый новый рисунок воском наносится на высохшие краски, иначе они не воспримут новую порцию воска. Затем следует второй слой краски. В качестве результата вы получите как белые рисунки, так и цветные, окрашенные в цвета первой росписи, в окружении красок второй росписи и так далее. Этот процесс может продолжаться многократно- чем больше слоев краски и воска, тем сложнее получится рисунок. Нужно начинать со светлых тонов, утемняя их в каждым последующем слое, это поможет расширить тоновой и цветовой диапазон вашей работы.

Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.

Горячий батик

Горячий батик

Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань.

Горячий батик бывает трех типов:

  • Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
  • Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
  • Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.

Холодный батик

Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.

Горячий батик

Холодный батик бывает четырех типов:

  • Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
  • Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
  • Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
  • Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
    Свободная роспись — выполняется в трех техниках:
  1. акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями
  2. трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя
  3. свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками

Экспериментальный батик

Экспериментальный батик бывает пяти типов:

  • Роспись валиками расплавленным воском.
  • Штамп расплавленным воском.
  • Поливка расплавленным воском.
  • Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
    Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей.
  • Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.

Батик в России

Горячий батик

В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине — конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
Родоначальниками новых направлений батика стали:

  • живописный батик — Виктор Парийский
  • монументальный батик — Ирина Трофимова
  • обратный батик — Юрий Ярин и Евгений Архиреев
  • офортный батик — Виктория Кравченко
  • повествовательный батик — Татьяна Шихирева
  • традиционный батик — Юрий Балычев
  • философский батик или техника Давыдова — Сергей Давыдов
  • экспериментальный батик — Александр Талаев

Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик — очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным валиком.

Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора «чантинга» (другие транскрипции — тьянтинг, тьянтин). Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке-ручке. Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последний цвет, как правила, черный или темно-коричневый.

После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция — удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой. Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.

В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани — ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани — набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати — краской на полотно и несколько похожий на классический батик способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом, потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название «кубовая набойка». Самым часто употребляемым красителем был синий индиго. В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка — цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечных досках фигурно изогнутых металлических полос.

Часто вокруг мотива набивались гвозди без шляпок, которые при печати дают рисунок Горохов. Один из излюбленных мотивов набойки — так называемые огурцы.

В печати использовали пигментные присыпки, для чего варили клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который потом присыпали пигментами, часто блестящими.

В Индии и Индонезии росписи чаще всего использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались техникой «свободная роспись». Обязательно ассиметричная композиция, полная символических значений, противопоставлений создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.

Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкреплены новыми технологиями. В горячем батике вместо печатного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появлявшаяся в процессе крашения в технике горячего батика и считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector