Дымковская роспись

Дымковская роспись

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов не только Вятки, но и всей России. Знакомство с дымковской игрушкой можно начинать с дошкольного возраста. Она узнаваема, любима детьми и взрослыми, служит отличным подарком для гостей и партнёров.

Технология изготовления дымковской игрушки

Для производства, как и встарь, используются местная красная глина и тщательно просеянный мелкий речной песочек. Замешивается «тесто», и из него мастер изготавливает отдельные детали игрушки: корпус, руки, ноги, кокошник, оборки к фартуку и т.п. Затем фигурка собирается, места стыка тщательно заглаживаются, чтобы изделие смотрелось цельным. Это первый этап работы.

Затем игрушки выставляют на просушку в сухом, лишенном прямого солнечного света помещении. Маленькие игрушки, собачки, козлики, сохнут быстрее, дня за три. Крупные фигуры сохнут медленней, иной раз до двадцати дней. Затем просушенные игрушки на подносах загружаются в специальную печь для обжига, при температуре от 700 до 800 градусов. Игрушке дают остыть, и тут начинается самое интересное: раскрашивание изделия.

Цвета росписи дымковской игрушки

Основой служит, согласно традиции, белый цвет. Раньше тёрли мел, замешивали его на снятом молоке и этой пастой покрывали фигурку.

Теперь для этих целей используют так называемые темперные белила, ими изделие покрывается в два-три слоя, новый слой наносится после высыхания предыдущего.

После того, как грунт готов, мастера и мастерицы берутся за роспись. Конечно, уже не пользуются красками, замешенными на смеси кваса и взболтанного яйца, не водят по игрушке палочками и птичьими перьями. Выбираются мягкие беличьи и колонковые кисточки, используются стойкие анилиновые красители.

В отличие от других народных промыслов, использующих только определенную гамму красок (скажем, гжельская посуда всегда белая с различными оттенками синего), дымковская игрушка многоцветна, порой украшена серебром и позолотой. После холодной серой зимы людям хотелось разноцветья, радости, праздника — это и обусловило гамму росписи. Основные цвета — алый, лимонно-желтый, васильково-синий, кумачовый. Добавляются также зеленый, коричневый.

Орнамент дымковской игрушки

Орнамент росписи традиционен. Символическое значение рисунков уже давно забыто, но рисунок сохраняется: правильная клетка, волнистые продольные линии, растительный орнамент, точки, кружки.

Геометрический орнамент и цвета росписи игрушки символизируют природу (земля, небо, солнце, зелень, ростки), т. е. все то, что окружало русского крестьянина в повседневной жизни. Кроме того, яркие и контрастные цвета придавали творениям праздничный, нарядный вид, что обеспечивало интерес к игрушке как среди детей, так и взрослых. Продавались игрушки на ярмарке, приуроченной к празднику «Свистуньи».

Сюжеты дымковской игрушки

Сюжеты тоже традиционны: важная барыня, скоморох, нянька с множеством детишек, водоноска. Из животных — олешек, баранчик с вызолоченными рожками, петух, важный индюк, реже — собака или кошка.

В двадцатом веке к ним добавились: гусар, паренек на коне или на козле, павлин, музыканты, баба с коровушкой, влюбленная парочка, своеобразная глиняная «мадонна с младенцем. Из новых сюжетов, изображающих группы людей, отметим мужиков в лодке, карусель, хоровод.

Дымковская игрушка в силу своей лаконичности и со вкусом подобранной цветовой гаммы очень важна для формирования художественного мировоззрения детей. Знакомство с дымковской игрушкой часто проводят в детских художественных студиях для стимулирования детского творчества. Фигурки конкретны и узнаваемы, пластика их проста и наглядна, яркая роспись гармонична и доступна пониманию детей. Похожие игрушки дети лепят из пластилина, рисуют карандашами и красками, изготавливают по их мотивам коллажи, История России — это не только цари и войны. Это — душа народа, так жизнерадостно и художественно выраженная в дымковской игрушке.

Дымковская роспись

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно анилиновые краски, которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница – произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Элементы дымковской росписи

Дымковская роспись

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Форма дымковской игрушки

Дымковская роспись

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь — яркая юбка.

Характерные особенности росписи животных

Дымковская роспись

Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковские цвета

Дымковская роспись

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Настоящее дымковской росписи

Дымковская роспись

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Дымковская роспись не менее древний вид русского народного прикладного искусства, чем другие виды живописи. Родиной этой техники считается село Дымково, в котором и начали производить глиняные свистульки и расписные шарики к весеннему празднику Свистопляска. Дымковская роспись представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров. И только спустя 400 лет об этих удивительных и красочных изделиях узнала вся страна, и спрос на них стал огромным.

Традиционно свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козел, олень, лошадка, баран, но постепенно стали приобретать все более вычурные формы и уже в XIX веке среди животных могла встретиться и барыня в нарядном платье, и купчиха, и офицер или другие категории горожан.

Дымковская роспись

Разбираемся в создании дымковской росписи на различных изделиях

Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой яркой краской – на белом фоне изделия могут встречаться до десяти различных цветов. Яркий праздничный цвет – это отличительная особенность дымковской палитры. При этом орнамент всегда самый простой – круги, зигзаги, точки, волнистые линии образуют определенные узоры, которые несут определенную информацию. Как и прочие виды народных промыслов, дымковская роспись символична – волнистая линия обозначает воду, звездочка в середине круга – солнце и другие небесные светила, перекрещенные полоски – колодец.

Для производства дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с коричневым мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем отдельные элементы скрепляют между собой, используя жидкую красную глину. Следы соединений аккуратно заглаживают, чтобы добиться ровной поверхности.

Затем вылепленные игрушки тщательно просушивают, обжигают в специальных печах при высоких температурах, и только после этого, покрывают специальными темперными белилами, поверх которых будут наноситься дальнейшие узоры.

Раньше декоративное рисование велось палочками и перьями с помощью темперных красок, замешанных на яйце с квасом, а расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало краскам дополнительный блеск и яркость. С развитием химической промышленности для росписи стали применяться яркие анилиновые красители и потребность в покрытии изделий яичной смесью пропала.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали, которые придают дополнительный блеск и вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Дымковская роспись

Давайте подробнее разберем процесс создания дымковской игрушки на примере небольшого мастер-класса.

Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа — создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.

В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.

На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.

После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.

После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.

Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.

С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям. На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.

Дымковская роспись

Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.

Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.

Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком — это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.

В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.

Дымковская роспись

Видео по теме статьи

Этот вид народно творчества достаточно прост в исполнении и с ним вполне может справиться любой желающий даже в домашних условиях. Особенно интересен и полезен он для детей, поскольку лепка и рисование развивает детскую моторику и фантазию, а возможность сочетать различные красители прививают художественный вкус и чувство гармонии.

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов об изготовлении и росписи дымковской игрушки, которые помогут вам освоить этот удивительный вид народного творчества.

Дымковская игрушка — едва ли не единственный вид народного искусства, который дает уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и непрерывное в смене многих поколений и династий мастеров.

Сначала немного истории 😉

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.

Дымковская роспись

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.

Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.

Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.

Дымковская роспись

Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.

Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

Дымковская роспись

Дымковская роспись

Дымковская роспись

Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.

Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.

Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.

Гончарное ремесло – один из старейших русских промыслов. Помимо полезной в быту утвари, на свет появлялись глиняные фигурки, которые выполняли роль игрушек и обрядовых предметов. Так началась история дымковской росписи – самобытного символа Вятского края и народного искусства России в целом.

Дымковская роспись

Праздничное побоище

Весенний праздник Свистопляска на Вятской земле отмечался с языческим размахом. Повод сложно назвать радостным: таким образом чтили память погибших в Хлыновском побоище. По преданию вятская и устюжская дружины в темноте перепутали друг друга с вражескими воинами, что закончилось большой трагедией. Но время лечит, и на память об этом событии остался праздник с песнями, плясками и, как видно из названия, свистом. Специально для этого изготавливали свистульки – игрушки с отверстиями. Вскоре это оформилось в традицию, а фигурки стали красить в яркие цвета. Так постепенно оформилась дымковская роспись, названная в честь слободы у города Вятки (ныне Кирова).

Возрождение росписи

Традиционно производством игрушек занималось женское население слободы Дымково. Мастерицы сами набирали в округе красную глину, месили её с речным песком и лепили фигурки. Из шарообразного комка формировалось тело, затем с плавными переходами жидкой глиной прикреплялись детали – руки, ноги, хвосты, аксессуары. После просушки поделку покрывали разведённым в молоке мелом, искусно расписывали красками, подчёркивали позолотой и добавляли последним слоем взбитое яйцо для яркости. Красочный товар привозили в Вятку, где игрушки охотно раскупали.

Искусство передавалось от поколения к поколению, но в 20-х годах XX века чуть не оказалось преданным забвению. Промысел от вымирания спасла мастерица Анна Мерзина, которая продолжала лепить игрушки, в то время как её товарки осваивали более выгодный тогда гипс. Чуть позднее была организована артель, чтобы мастерицы сохранили традиции и передали их будущему поколению. Так возродилась дымковская роспись на игрушках со всей своей самобытностью и узнаваемым почерком.

Особенности дымковской игрушки

Основные элементы росписи – круги, клетки, полоски и точки с чёткими границами. Кажется, что игрушку украшал ребёнок – возможно, поэтому она неизменно вызывает только положительные эмоции. Поскольку фигурки выполняются только вручную, на свете не существует двух абсолютно одинаковых изделий, каждая игрушка индивидуальна и с характером. Самые популярные образы – яркие птицы с пышными хвостами, барыни в изысканных городских нарядах, барашки, лошадки, колокольчики, кавалеры и всадники. Коллекционеры ценят сюжетные фигурки, с помощью которых можно создавать сценки – например, деревенский праздник.

Дымковская роспись всегда контрастная и жизнерадостная – чёрный цвет присутствует минимально, только для подчёркивания деталей. Такая игрушка уже несколько веков вызывает положительные эмоции, поэтому и пользуется спросом, поэтому-то незамысловатому и самобытному вятскому сувениру быть. И кстати, вмешательство современных технологий в производство до сих пор незначительно – традиции мастерства остаются неизменными.

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Дымковская роспись

Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!

Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Дымковский хоровод
Нарядные игрушки Вятки

Самый известный символ Вятского края — дымковская игрушка, дымковский промысел получила свое имя по названию заречной слободы Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Игрушечный промысел существовал здесь на протяжении 400 лет, считается, что возник он в XV–XVI веках. ©

Именно там развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки, каждая из которых имела свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах. Сохранился традиционный процесс изготовления дымковской игрушки, включающий в себя лепку из красной глины, сушку, обжиг, побелку, роспись темперными красками и украшение сусальным золотом. Каждая игрушка как раньше, так и сейчас вбирает в себя не только руку автора, но его внутренний мир, эмоциональный настрой.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково изготавливало свистульки из глины.

В советское время возрождение промысла началось в 30-е годы XX века, и связано с именем А.И. Деньшина. Он сумел уговорить местных потомственных мастериц не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Ее изготовление, от лепки и до росписи, — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Аналога дымковской ирушки не существует.

Для производства знаменитого сувенира из Вятки используется местная ярко-красная глина, перемешанная с мелким коричневым речным песком.

Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

По преданию, первыми дымковскими игрушками были свистульки. Их делали к ежегодному празднику «Свистунья» в память о погибших в 1418 году (тогда союзники — вятчане и устюжане — не рассмотрели друг друга в тумане под стенами Хлыновского кремля). Несмотря на трагическую предысторию, дымковская игрушка воплощает безудержную жизнерадостность и яркое, детское восприятие жизни. Дымковские логотипы носит немало местных брендов, и именно дымковские орнаменты представляют и символизируют Вятку на уровне страны и мира (например, в Сочи-2014).

Затем после окончательной сушки следует обжиг в печи.

Раньше заготовки обжигали в русской печи, сейчас — в электрической при температуре примерно 900 градусов.

Обжиг дымковской игрушки.

На следующем этапе игрушки покрывают белилами в два-три слоя.

Старинный способ побелки — с помощью мела, разведенного в молоке.

Изготовление дымковской игрушки.

В середине прошлого века среди традиционных дымковских персонажей появлялись и трактористы, и красноармейцы, и даже космонавты. Коллекции дымковской игрушки существуют во многих музеях и частных собраниях мира. Большинство гостей Кирова увозят с собой именно «дымку».

Беление меловым грунтом.

Дымковская игрушка после беления.

Заготовка дымковской игрушки.

После беления мастерицы начинают роспись изделий с помощью темперных красок.

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешенными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Затем изделия вновь покрывались взбитым яйцом, что придавало краскам блеск и яркость.

Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

За 400 лет существования и развития, в дымковском промысле, сложились определенные темы и сюжеты, закрепились выразительные средства, присущие мягкой пластичной красной гончарной глине, несложные геометрические рисунки орнамента росписи. Устоялся и остался характерным только для этих игрушек яркий колорит, в котором много красного, желтого, синего, зеленого.

Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Игрушка особенно хороша в паре и в группе с другими изделиями, в компании со своими братьями из слободы на реке Вятке.

Мастерица дымковской игрушки Фалалеева Лидия Сергеевна с готовыми изделиями.

Дымковская игрушка в магазине города Кирова.

Мастерица дымковской игрушки Трухина Надежда Петровна со своими авторскими изделиями.

Самых шикарных и пышных дымковских индюков и барынь или крупные многофигурные композиции в Кирове можно купить за 7–8 тыс. рублей. Вполне достойный сувенир легко впишется в сумму 2–3 тыс. рублей. Начало коллекции, дающее представление о том, что такое вятская «дымка», может положить небольшая фигурка — зверюшка или человечек стоимостью от 300 рублей, при этом даже маленькая и дешевая игрушечка будет обладать всеми качествами и соответствовать всем стандартам этого древнего народного промысла.

Фото: «Дымковская игрушка» | Павел Смертин/ИТАР-ТАСС

Дымковская игрушка — глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Дымковская росписьЛепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

Дымковская росписьПосле печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса — роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики. Для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, «в горошек» и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-«крылатки» отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.

Дымковская роспись

Раскраска «Дымка»
формат pdf | 18 стр. | 1,5 Mb

Дымковская роспись

«Дымковская роспись». Раскраска
формат jpg | 12 стр. | 2,05 Mb

Дымковская роспись

Богуславская И. Я. Дымковская игрушка
формат pdf | 346 стр. | 35,7 Mb

Дымковская роспись

«Дымковская игрушка». Раскраска
формат jpg, 150 dpi | 16 стр. | 2,75 Mb

Дымковская роспись

Дымковская игрушка. Альбом по народному творчеству

формат pdf | 20 страниц | 7,7 Mb

Дымковская роспись

«Дымковская игрушка». Рабочая тетрадь
формат pdf | 26 стр. | 4,72 Mb

Дымковская роспись

Дымковская игрушка. Фотоклипарт

формат jpg | 138 файлов | 10,5 Mb

Дымковская роспись

Игра-лото «Русский сувенир»
формат jpg | 12 карточек | 5,64 Mb Zip-архив

Дымковская роспись

«Дымковская роспись» — Презентация для уроков ИЗО
формат ppt, doc | 2 files | 5,8 Mb

Дымковская роспись

«Поэтапная роспись дымковской игрушки» Презентации
формат ppt, doc, mp3 | 16 files | 12,4 Mb

Дымковская роспись

«Декоративное рисование» (хохлома, дымка)
формат pdf | 144 стр. | 8,9 Mb

Дымковская роспись

Игра-лото «Народное творчество».
формат doc | 6 карточек | 966,0 Kb

Дымковская роспись

Раскраска «Народное творчество».

формат jpg, 150 dpi | 18 стр. | 3,7 Mb

Дымковская роспись

Раскраска по народной росписи
формат pdf | 20 стр. | 4,25 Mb

Дымковская роспись

«Народные промыслы».

формат jpg | 15 стр. | 3,2 Mb

Дымковская роспись

Народная игрушка
формат djvu | 21 стр. | 3,1 Mb

Ссылка на основную публикацию