Выжигание по дереву

Пирография — выжигание по дереву

В настоящее время искусство выжигания по дереву (пирография) становится все более популярным. При этом данное хобби привлекает не только детей, но и взрослых. Ведь своими руками можно выжечь красивые картины, украсить рисунком обычные скучные деревянные вещи.

Выжигание связано с традициями народного промысла. При этом в те времена основной его ролью была декоративная обработка кусков древесины. Сейчас выжигание по дереву представляет собой самостоятельный прием декорирования поверхностей из дерева.

При использовании техники выжигания можно добиться получения очень эффектных и оригинальных декоративных украшений, подходящих для оформления различных шкатулок, мебели, досок и других предметов из дерева.

Для выжигания по дереву необходим специальный прибор, который называется электровыжигатель. Он состоит из металлического пера, которое прикреплено к ручке. Перо состоит из проволоки различной толщины, выполненной из нихрома. Это нужно для того, чтобы рисунок получался с линиями, различными по толщине. Также сейчас выпускаются приборы для выжигания с различными насадками разной формы и толщины.

Выжигание по дереву

Перо прибора способно раскаляться до высоких температур, поэтому при работе с ним очень важно соблюдать технику безопасности и при этом не допускать возможности соприкосновения с одеждой или же с волосами.

Порядок работы. Советы для начинающих:

1) Нужно подобрать древесину, которая подходит для выжигания. Желательно использовать березу, липу, тополь, ольху или же каштан. Помимо этого в качестве основы используйте обычную фанеру.

2) Перед процедурой выжигания нужно обязательно подготовить поверхность из дерева, предварительно ошкурив ее. Древесина для этого процесса должна быть очень сухой. На поверхность доски нужно нанести эскиз, рисунок или какой-либо узор. Для этого можно использовать копировальную бумагу.

Выжигание по дереву

3) Ручку прибора, как правило, держат в руке точно так же, как и обычную ручку для письма. Регулятор температур дает возможность настраивать необходимую степень накала самого пера перед тем, как начать работу. Готовность пера к выжиганию определяется с помощью накала, т.е. цвета. Стоит отметить, что он должен быть темно-красным.

4) Чтобы линии на картинке были более тонкими, пером нужно водить очень быстро. Если требуются толстые линии, то делать все нужно с точностью наоборот. Не следует очень сильно прижимать перо к деревянной поверхности и при этом замедлять его ход.

5) Готовую работу нужно осторожно обрабатывать с помощью наждачной бумагой с мелким зерном, а после этого ее можно раскрашивать обычными красками. В конце работу нужно покрыть лаком.

Выжигание по дереву

Видео: Красивые работы опытных художников-пирографов:


Впрочем, выжигать можно не только по дереву, но и по ткани:

Присылайте фото своих работ, с удовольствием опубликуем.

Выжигание по деревуИскусство пирографии, или «выжигания по дереву» зародилось ещё много веков назад. Со временем оно обрело широкую известность и стало популярно как среди взрослых, так и среди детей. Работы, выполненные в такой технике, могут стать отличным подарком для родных и близких людей, особенно для тех, кто любит творчество. Чтобы научиться пирографии, необходимо подробно разобраться во всех деталях этого процесса.

Инструменты для работы

Выжигание по дереву относится к декоративному виду искусства. И для того чтобы изделие получилось красивым и качественным, нужно определиться с основным инструментом для работы. Существует два варианта:

  • электровыжигатель.
  • паяльник.

Но также потребуются дополнительные материалы, такие как:

  • лист фанеры или кусочки деревянной доски.
  • копировальная или графитовая бумага.
  • простой карандаш или чёрная ручка.
  • мелкая наждачная бумага.
  • набор различных насадок для пирографа.

Первый этап выжиганию по дереву для начинающих заключается в правильном выборе дощечки для дальнейшей работы. Фанера или деревянная дощечка должна иметь однородную структуру, так как такое дерево легче обрабатывать и наносить на него рисунок. Прежде чем приступать к работе, желательно нарисовать точный эскиз на бумаге, чтобы примерно знать, каким будет конечный результат.

Выбор деревянной основы

Выжигание по деревуВыбор дощечки для работы — один из самых сложных моментов в искусстве выжигания. Для начала важно понять, что разновидностей дерева существует большое количество. К мягким видам можно отнести берёзу, тополь и липу, а к твёрдым — граб, самшит и дуб. Выжигать по дереву для начинающих довольно трудно, поэтому стоит отдать предпочтение именно мягким сортам древесины. Чтобы облегчить себе задачу, можно выбрать обычную фанеру. Это позволит сэкономить и не беспокоиться насчёт обработки.

Также при выборе древесины важно обратить внимание на температурные показатели, которые она способна выдерживать. Чем мягче материал, тем меньше вероятность того, что он может воспламениться.

Особенности нанесения рисунка

Чтобы картина получилась аккуратной и красивой, эскиз нужно придумать и прорисовать заранее, и только после этого начинать выжигать. Нанесение рисунка может происходить с помощью нескольких методов:

  • используя специальные трафареты с вырезанным рисунком.
  • с помощью простого карандаша и копирки.
  • с помощью папиросной или графитовой бумаги.

Мастера советуют использовать для нанесения рисунка чёрную и белую графитовую бумагу, так как она, в отличие от копирки, не оставляет тёмных разводов на дереве. Не стоит сразу браться за сложные композиционные и детализированные рисунки.

Для начала надо набить руку и лишь потом приниматься за выжигание сложных картин.

Как выбрать пирограф

Выбрать качественный электровыжигатель — дело не из простых. Для новичка, скорее всего, подойдёт самый обычный пирограф со стандартным набором насадок, но со временем в нём обнаружится много недостатков:

  • Выжигание по деревудлительный процесс нагревания и охлаждения.
  • рукоятки со временем начинают быстро перегреваться, из-за чего начинает печь руки.
  • при длительном использовании может перегореть.
  • насадки нагреваются неравномерно, из-за чего линии получаются разной толщины.

Использование более дорогих моделей гарантирует длительную работу инструмента и большее разнообразие наконечников. Но если нет возможности или желания покупать дорогой пирограф, можно выбрать старый и проверенный годами метод выжигания паяльником по дереву. Он имеет несколько весомых плюсов:

  • довольно безопасный процесс выжигания, так как мощность не слишком высокая.
  • инструмент прост для использования, в отличие от специальных электровыжигателей, в которых есть режимы и насадки.

Как можно выжигать по дереву паяльником:

  1. Прежде всего надо дождаться, пока инструмент полностью прогреется. Для этого его надо включить и поставить на специальную подставку;
  2. Суть процесса заключается в нажиме на рабочее жало. Чем он сильнее, тем линия становится толще;
  3. Во время нанесения рисунка паяльником не стоит спешить, так как линии могут получиться кривыми или неправильного размера;
  4. Рисунок лучше выжигать не спеша и стараться идти чётко по нанесённому контуру, особенно если это надпись.

Чтобы научиться хорошо выжигать паяльником, надо уделять процессу достаточно времени и не забывать экспериментировать с сортами дерева.

Пошаговый процесс

Пирография — очень творческий и увлекательный процесс. Для начала надо собрать все необходимые инструменты и сделать эскиз. Понадобится пирограф или паяльник, различные насадки, наждачка, подставка для выжигателя. Сама технология выжигания рисунка довольно простая:

  1. Выжигание по деревуНа первом этапе надо определиться с деревянной основой. Если это фанера, то можно сразу начинать работу, но когда поверхность шероховатая или неровная — надо зашкурить её наждачной бумагой. А чтобы работа выглядела ярче, можно перед работой покрыть поверхность специальным лаком для дерева;
  2. Затем надо перенести рисунок. Для этого надо воспользоваться копировальной бумагой и аккуратно по контуру перенести изображение на дерево;
  3. Электровыжигатель необходимо хорошо разогреть. Держать его нужно, как обычную ручку или карандаш;
  4. Чтобы выжечь рисунок аккуратно, штрихи должны быть быстрыми и плавными, не надо подолгу проводить наконечником по одному месту. Начинать лучше с основных контуров и постепенно переходить на мелкие детали;
  5. Для лучшего результата можно визуально разбить рисунок на несколько частей и по очереди прорабатывать каждую;
  6. Когда изображение будет полностью готово, надо обработать дерево мелкой наждачкой и по желанию покрыть лаком.

Во время первого касания выжигателя по дереву может образоваться довольно крупная чёрная точка. Чтобы не допустить этого, существует небольшая хитрость — можно слегка подуть на кончик инструмента, и тогда она не появится и не сможет испортить работу.

Научиться правильно выжигать по дереву можно, главное — никогда не останавливаться на одном стиле и инструменте, нужно стараться развивать свои творческие способности в этом направлении и стараться учиться чем-то новому.

Выжигание по деревуПирография — это процесс выжигания по дереву с фиксацией нанесенного рисунка при помощи специального прибора. В последнее время хорошо уже подзабытое это искусство вновь приобретает популярность. Это хороший способ для современного человека снять стресс, отвлечься от повседневной суеты, одновременно создавая своими руками декоративные детали интерьера и не только. Научиться выжигать по дереву для начинающих не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Небольшая историческая справка

Искусство выжигания по дереву приобрело в России популярность в конце XIX века. Применялось оно в основном для украшения матрешек. Считается, что родина декоративного выжигания — Перу. Однако в том или ином проявлении пирография проявлялась в культуре, пожалуй, всех народов.

Выжигание по деревуПервый аппарат для выжигания по дереву громоздкий и несовершенный. Функционировал он на бензине, гарантирующем достаточный нагрев платиновой иглы. Для бесперебойной работы мастеру приходилось обеспечивать постоянную подачу горючего, регулирую ее ножной педалью. Процесс был довольно трудоемким.

Настал момент, когда технику выжигания сменила декоративная роспись. Однако многие мастера продолжали украшать предметы быта (шкатулки, сундуки, кувшины) в полюбившейся им технике.

Особенности современных аппаратов

Главный инструмент для работы, пирограф (выжигательный аппарат) — самая важная деталь в процессе выжигания. Современное оборудование отличается от моделей прошлых лет. Раньше агрегат представлял собой маленькую коробочку и паяльник с наконечников в виде канцелярской скрепки. Современный же прибор более сложный. Какой выжигатель выбрать, зависит от индивидуальных предпочтений мастера. Каждый из приборов имеет свои плюсы и минусы.

Недостатки современных пирографов:

  • длительное время нагрева и охлаждения;
  • риск перегорания при длительной эксплуатации;
  • неудобные ручки в некоторых моделях.

Выжигание по дереву

У проволочных агрегатов свои недостатки:

  • высокая стоимость;
  • дорогостоящий ремонт;
  • иглы требуют частой замены;
  • сложности в поисках запасных частей.

Выжигание по деревуМногие умельцы пытаются изготавливать наконечники на выжигательный паяльник из проволоки в домашних условиях. Однако для выполнения таких процедур необходим определенный опыт. Новичкам рекомендуется все же ограничиться фабричными экземплярами.

Самый примитивный выжигательный прибор состоит из нескольких обязательных элементов:

  • понижающий трансформатор;
  • рукоятка;
  • различные насадки (перья, нити накаливания).

Выбор инструментов для работы

В магазинах товаров для хобби и творчества можно приобрести выжигательный аппарат, необходимые материалы и даже готовые наборы для пирографии. Итак, для декоративного выжигания по дереву потребуются:

  • Выжигание по деревупирограф;
  • дощечки (или фанера);
  • эскизы;
  • копировальная бумага;
  • мел и вода;
  • жаропрочная подставка;
  • мелкая наждачка.

Многих начинающих мастеров интересует, можно ли выжигать по дереву паяльником. Конечно, можно, это самый простой способ выполнения узоров в домашних условиях. Однако надо учесть, что в работе потребуется несколько паяльников разных диаметров.

Для пирографии лучше всего подходят доски из лиственных деревьев (клен, липа, дуб, ольха). Меньше подходят хвойные породы, так как их порой бывает трудно очистить от смолы. Доска не должна иметь заметных изъянов — сучков, трещин и т. д.

При самостоятельной подготовке рабочей поверхности требуется зашлифовать доску мелкой наждачной бумагой и натереть ее смесью воды и мела в соотношении 1:1, тщательно затем просушив.

Несколько полезных советов

Выжигание по дереву для начинающих — процесс несложный и увлекательный. Как и в любом деле, здесь существуют свои особенности и правила, которых необходимо придерживаться:

  1. Перед началом работы надо занять удобное положение. Очень важно, чтобы спина, руки и шея не уставали в процессе.
  2. Выжигание по деревуТехнология процесса такова, что выжигать надо поочередно сразу в нескольких участках доски.
  3. Работу следует начинать с внешних линий. Даже если будут допущены ошибки, их проще будет скорректировать, к примеру, шлифовкой. Затем выполняется переход на основную часть рисунка, и только после этого обрабатываются второстепенные фрагменты.
  4. Необходимо уделить внимание стабильности и точности движения рук. От интенсивности нажатия на инструмент будет зависеть толщина линий и глубина цвета.
  5. Линии разной формы и толщины получаются также благодаря использованию разнообразных насадок.
  6. Насадки паяльника периодически требуют ухода: их следует очищать от нагара шлифовальной колодкой.
  7. Во время работы нельзя прикасаться к насадкам либо делать это при помощи пассатижей: рабочее жало нагревается до температуры 800 °C.
  8. При работе рекомендуется двигать прибором вдоль древесного полотна.
  9. Большинство фирменных наборов для пирографии содержат 3 вида насадок — косое, писчее и для ретуши. Насадки могут называться по-другому, немного отличаться внешним видом, однако все они подразделяются именно на эти три вида. С их помощью можно выжечь линии, надписи, сделать закрашивание (ретуширование).
  10. Готовую работу можно раскрасить и покрыть лаком. Можно оставить все как есть и в таком виде повесить картину, например на стену.

Для того чтобы овладеть искусством пирографии в совершенстве и научиться правильно выжигать по дереву, не стоит останавливаться на начальных этапах работы, рассмотренных в статье. Рекомендуется ознакомиться с учебными видеоуроками по теме, можно посетить специальные курсы. Важно помнить, что, как и любое прикладное занятие, пирография требует постоянных занятий, оттачивания навыков. Результат же не заставит себя ждать.

Совсем недавно выжигание по дереву — пирография — обрело вторую жизнь. Возможно, это связано с появлением новых профессиональных приборов для работы. А может, люди стали уделять больше внимания изделиям, украшенным вручную. В любом случае, техника выжигания по дереву достаточно проста для того, чтобы ее мог освоить даже новичок!

Выжигание по дереву: материалы

Каждый мастер работы по дереву оказывается перед проблемой выбора древесины для фона. Руководствуйтесь несколькими параметрами, чтобы подобрать оптимальный вариант фоновой заготовки.

Чем светлее ваш фон, тем лучше с ним будет контрастировать рисунок. При желании вы можете использовать и более темные сорта. Но при покрытии работы лаком изображение станет менее отчетливым.

Текстура

Многие мастера предпочитают работать над фоном с наименьшей текстурой. Гладкая поверхность без прожилок и выступов дает возможность с легкостью выполнить любой рисунок.

Выжигание по дереву

Но если вы проявите фантазию, и примените текстуру в своей работе — результат превзойдет все ваши ожидания. К примеру, можно использовать текстурные полосы как рябь на воде.

Твердость

Выжигание по дереву напрямую зависит от мощности используемого прибора. Чем мощнее прибор, тем более твердый фон вы сможете обработать.

И все же лучше отдавать предпочтение мягким сортам древесины, с которыми легко работать любым выжигателем.

Форма

Форму фоновой заготовки нужно подбирать в зависимости от того, что вы хотите сделать с работой в дальнейшем. Если заготовка будет висеть в рамке, выбирайте заготовки правильной геометрической формы. Такие можно найти среди строительных досок и ненужных частей старой мебели.

Иногда в специализированных магазинах появляются оригинальные спилы неправильной формы. Обрамляющая их кора может стать прекрасной рамкой.

Выжигание по дереву

Лучшие сорта для выжигания по дереву — это липа, бук, осина, кедр, вишня, кипарис и клен. У всех деревьев довольно светлая древесина, гладкий или мелкозернистый срез без прожилок.

Выжигание по дереву: инструменты

Главное приспособление мастера, работающего по дереву, — это специализированный пирографический прибор с карандашом-пером для выжигания. Существует 2 основных разновидности таких приборов:

  • карандаши с твердыми перьями;
  • карандаши с проволочными перьями.

Приборы с твердыми перьями, как правило, имеют постоянную температуру нагрева. Несмотря на то, что к ним прилагаются дополнительные перья, такие приборы лучше выполняют фоновое выжигание из-за ширины насадки.

Выжигание по дереву

Проволочные перья более удобны — благодаря тонкости и возможности регулирования температуры вы сможете выполнять разные виды работ: от тонких и незаметных до широких контрастных штрихов.

Выжигание по дереву

И твердые, и проволочные перья представлены 3 основными формами:

  • косое перо;
  • писчее перо;
  • перо для ретуши.

Косое перо имеет скошенную прямую поверхность. С его помощью прорисовывают тонкие четкие линии. Писчее перо закруглено на конце: им также удобно рисовать линии и слова, к примеру, писать стихи на дереве. В отличие от первых двух, перо для ретуши имеет плоскую широкую поверхность и предназначено для выжигания фона или широких элементов.

Техники выполнения

Выжигание по дереву не ограничивается одной техникой. Если вы познакомитесь хотя бы с несколькими качественными работами, то обнаружите, что каждая из них отличается использованием какого-то особенного художественного приема!

Ниже вы увидите список основных методов выжигания по дереву.

Стандартный

Это базовый метод, с которого начинается освоение пирографии новичками. На деревянную основу наносится рисунок при помощи графитового карандаша или копировальной бумаги. После этого мастер начинает выжигать изображение по контуру, придавая ему контрастность по отношению к фону.

Негативный

Негативный метод пирографии основан на выделении рисунка светлым цветом путем контрастного выжигания фона. Этот метод можно выполнить двумя техниками: путем добавления фона и добавления картинки.

Выжигание по дереву

При первом фон выжигается вокруг заготовленного рисунка. Второй метод предусматривает полное выжигание фона, после чего мастер вырезает на нем рисунок, образуя светлые участки.

Вы можете совместить эти техники, придав своему изделию дополнительный объем.

Предварительная резьба

Мастера пользуются таким методом, чтобы, как и в случае с негативным, рисунок стал рельефным. Для этого изображение вырезается на основе по ранее перенесенному эскизу и лишь потом прижигается в определенных местах.

Выжигание по дереву

Кроме этих методов существует также выжигание по дереву раскаленным металлом и солнечными лучами через призму. Но ввиду сложности выполнения мало кто пользуется такими техниками.

Мастер-класс для начинающих

Если вы впервые сталкиваетесь с выжиганием по дереву, попробуйте выполнить несложный рисунок. Для этого выберите простой трафарет в виде контура изображения без мелких деталей и сложных узоров.

  • Следует зачистить поверхность фоновой заготовки при помощи зашкуривания или лезвия.
  • Нанесите рисунок от руки при помощи графитного карандаша или перерисуйте готовый эскиз через копировальную бумагу.

Выжигание по дереву

  • Начните выжигать изображение по контуру. Если вы не сможете выполнить работу за один присест, готовый контур подскажет вам, где лучше выполнить ретуширование.
  • После контура займитесь отделкой фона — затемняйте его равномерно пером для ретуши или градиентно, используя разные виды перьев.
  • Дождитесь, пока рисунок остынет. После окончания работы смахните излишки и вытрите ластиком остатки карандаша.

Покройте готовое изделие прозрачным лаком, чтобы закрепить результат и замедлить процесс старения. После освоения базовых техник попробуйте выполнить выжигание по дереву более трудного рисунка, как в мастер-классе данного видео.

Во время работы над рисунком не забывайте о технике безопасности. Старайтесь работать ограниченное время во избежание перегрева прибора для выжигания. И не прикасайтесь к нагревательным элементам — это чревато получением ожогов.

Если вы еще не выбрали свое хобби, выжигание по дереву может стать прекрасным вариантом свободного время провождения!

Техника выжигания — несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. В настоящее время существует несколько способов выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце, выжигание кислотой и трением на токарном станке.

Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан. У них светлая и однородная структура древесины. Она должна быть сухой и без сучков. Обязательно отциклюйте и зачистите наждачкой поверхность перед выжиганием; потом отшлифуйте порошком мела с водой; затем древесину покройте мебельным лаком и ещё раз отшлифуйте. Это удалит все ворсинки и заусенцы с поверхности.

Чтобы избежать загрязнения поверхности во время работы, необходимо наклеить лист прозрачной бумаги с рисунком на подготовленную дощечку. Теперь можно начать работу. Бумага будет сниматься по мере того, как будет выжигаться рисунок. (Вот так загрязнения удалятся вместе с бумагой). Рука, держащая выжигательный инструмент, должна опираться на стол.

Закончив работу по выжиганию, необходимо тщательно и осторожно зачистить мелкой наждачкой всю поверхность.

Готовый рисунок можно расписать красками (акварельными, акриловыми или масляными) — это прекрасный декоративный приём, который замечательно дополнит выжженный рисунок, сделает его ещё более нарядным и ярким.

Для придания матового шелковистого блеска и для сохранности натурального цвета дерева используют восковую отделку, т.н. вощение.

Также можно выжигать на таком мягком материале, как кожа.

Выжигание по дереву — это вид творчества, зародившийся на территории России в конце прошлого века. Изначально техника применялась для украшения матрёшек, но позже стала самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства, названным пирографией.

История пирографии

Буквально термин «пирография» переводится как «рисовать огнём». В отличие от пиротипии, данная техника в прошлом считалась очень редкой.

Первые выжигательные приборы отличались от современных. Они работали на бензине, накалявшем платиновую иглу. Чтобы поддерживать высокую температуру, мастер должен был подкачивать бензин при помощи ножной педали. Несмотря на то что процесс выжигания в те времена был трудоёмким и кропотливым, он быстро набрал популярность.

Сначала выжигали на фигурках матрёшек, но пирографию заменила роспись, набравшая ещё большую популярность. Однако об искусстве выжигания не забыли: стали появляться творцы, использующие эту технику для украшения шкатулок, сундуков, ларцов и прочих деревянных изделий.

Современные инструменты

Пирография стала доступной тогда, когда появился современный электровыжигатель. Этот инструмент значительно превосходит все предыдущие: выжигать с его помощью гораздо проще и удобнее. В состав самого простого инструмента входят: нити накаливания, ручки, реостат и понижающий трансформатор. Его стали использовать не только для работы с деревом, но и другими материалами — кожей, специальным картоном или костью.

Материалы для пирографии

Раз уж речь зашла о материалах, то стоит отметить, что выбор поверхности для выжигания — один из самых важных этапов. Ведь от их качества зависит конечный результат вашей работы.

При покупке древесины следует учесть несколько факторов:

  • дерево должно иметь однородную мелкопористую структуру — без заноз, трещин, царапин и других механических повреждений;
  • не рекомендовано отдавать предпочтение смолистым породам древесины;
  • цвет материала следует выбирать исходя из задуманного рисунка, но светлые оттенки всегда смотрятся более выигрышно;
  • более всего подходят твёрдые породы дерева;
  • поверхность материала должна быть чистой и ровной.
  • Кроме того, вид дерева зависит от изделия, на котором вы будете выжигать.

Лучше всего подходят:

  • липа;
  • ольха;
  • тополь;
  • берёза;
  • осина;
  • каштан.

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого же раза не разочароваться в своих умениях, действуйте согласно инструкции. Не торопитесь: пирография требует внимания и усидчивости. Помните, что готовый узор нельзя стереть словно карандаш. В работе начинающего мастера не должно быть помарок или ошибок, иначе изображение будет выглядеть неаккуратно.

Следует подготовить все необходимое заранее:

  • электровыжигатель;
  • копировальная бумага;
  • рисунок, эскиз или фото узора;
  • доска;
  • мел;
  • вода;
  • подставка;
  • наждачная бумага.

Как выжигать по дереву?

Для начала убедитесь, что поверхность древесины подготовлена к выжиганию. Если доска не покупная, то её заранее обрабатывают наждачной бумагой. Далее следует развести в воде мел и натереть этой смесью поверхность, где будет изображение. Если вы работаете на готовой разделочной доске, то её обрабатывать не нужно.

Далее определитесь с рисунком. Желательно, чтобы он был с ярко выраженными контурами. Рисунки для выжигания по дереву можно найти в интернете или на сайтах по рукоделию — там есть фото на любой вкус. Это может быть что угодно: узор, пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная сцена. Если вы ходите украсить предметы быта, то обратите внимание на растительный орнамент. Новичку лучше выбирать иллюстрации попроще, постепенно переходя к более сложным.

Далее рисунок переводится на поверхность доски при помощи копировальной бумаги. Тщательно прорисуйте все мелкие детали и линии. Если копировальной бумаги нет, то воспользуйтесь простым карандашом или процарапайте рисунок — на готовой работе этого видно не будет. Узоры для выжигания по дереву могут быть импровизированными, но не следует экспериментировать в первый раз, если вы не уверены в своих силах.

Обращайте внимание на цвет, глубину и ширину линий — это зависит от времени прожига. Если выжигаете впервые, то потренируйтесь на маленькой досочке, которую не жалко испортить, а уже потом переходите к подготовленной поверхности с нанесённым рисунком. Выжигать стоит начиная с контура, закрашивая и оттеняя отдельные фрагменты в самом конце.

Обратите внимание, что некоторые стилизованные рисунки выжигаются равномерно, то есть в результате у вас должна получиться двухцветная картинка. Другие же требуют соблюдения законов светотени — это делается светлыми штрихами при понижении температуры или уменьшении времени прожига. В первый раз следует выбирать самые простые картинки для выжигания по дереву, где отсутствуют сложные световые переходы.

Начинайте выжигать после того, как штифт будет достаточно раскалён — из него будет виднеться маленький язычок пламени. Если пламя угасает и вы почувствовали запах гари, то засорилось вентиляционное отверстие. При необходимости во время работы отчищайте штифт от шлаков — тогда он будет лучше функционировать. Чистить его металлическими бытовыми предметами не стоит, иначе он повредится.

Пирография или просто выжигание – крутое хобби для детей и взрослых. Чтобы сделать картину, которую не стыдно повесить на стену, вам необязательно быть художником. Даже элементарные навыки рисования могут не пригодиться, так как в пирографии чаще всего используют трафареты. Все, что вам нужно для сотворения шедевра – желание обучиться чему-то новому, тяга к творчеству и инструменты для выжигания, с которыми вы будете работать в дальнейшем.

Самое первое, что нужно сделать начинающему мастеру – приобрести хороший выжигатель по дереву. Это основной инструмент, так что выбирать его нужно с умом. Лучше купить паяльник с проволочным наконечником и регулятором температуры, — гораздо проще наносить тени, делать штриховку если есть возможность убавить нагрев прибора.

Еще один важный параметр – длина стержня. Чем короче стержень выжигателя, тем привычней и легче с ним работать. Он будет напоминать вам тяжелую ручку, но это не помешает наносить аккуратные четкие линии.

Также выбирайте наборы с нормальным количеством насадок. Вам обязательно нужно иметь несколько видов насадок разной ширины. Насадки же в форме звездочек, сердечек и прочих фигурок лучше не брать, они крайне редко нужны при выжигании картин. Приобрести их можно в том случае, если вы планируете заниматься орнаментом, но если конкретного стиля у вас все еще нет, лучше отложить такую покупку на потом.

Что понадобиться для выжигания по дереву

Паяльник – хоть и главный, но не единственный нужный инструмент. Мы рекомендуем заранее обустроить себе рабочее место, подготовив все, что так или иначе может понадобиться в выжигании. На столе обязательно должны быть:
Плоскогубцы. Ими удобно менять насадки или брать раскаленный инструмент.
Шлифовальные бруски с разным зерном. Перед выжиганием древесину нужно обработать так, чтобы рабочая сторона на ощупь была идеально гладкой.
Подставка под выжигатель. Чтобы случайно не устроить пожар, положив раскаленный паяльник на стол, лучше иметь под рукой специальную подставку. Она часто идет сразу в наборе с выжигателем. Если такой подставки нет, отлично подойдет и глиняный горшочек.
Ремень и оксид алюминия. Ими вы будете счищать с насадок оставшуюся смолу от деревянной заготовки.

Помимо инструментов в работе понадобятся и расходные материалы. В первую очередь, это деревянная дощечка, на которой и будет выжигаться рисунок. Для новичков мы рекомендуем использовать мягкие породы, такие как сосна или липа. По такой заготовке гораздо проще водить прибором, а за счет ее светлого цвета, рисунок будет смотреться контрастнее.

Далее вам понадобится трафарет. Вы можете вырезать его сами, приобрести в лавках для творчества или использовать еще более простой способ. Распечатывайте на листе нужный рисунок и через копирку переводите его прямо на доску. Выбрав такой способ, следите за нажимом. Если слишком усердно обводить рисунок, линии копировальной бумаги будут слишком толстые. Такие проблематично перекрыть выжигателем.

Основы выжигания по дереву

Поэтапно работа должна выглядеть следующим образом:
1. Шлифуем дощечку с двух сторон, используя для финальной обработки зерно 320 мкм (32-Н или P46).
2. Переводим простенький рисунок на заготовку.
3. Ставим прибор для выжигания на подставку (или кладем в горшок) и только после этого подключаем его к сети.
4. Разогретый паяльник аккуратно берем в руку. Пробуем нанести линию на тыльную часть заготовки. Если прижёг слишком сильный, уменьшаем уровень нагрева прибора.
5. После нескольких удачно нанесенных линий переворачиваем дощечку и пробуем обвести рисунок.
6. Когда работа закончена, ставим паяльник назад на подставку. Убираем его в коробку только после полного остывания.

Людям, которые держат выжигатель впервые, мы не рекомендуем сразу брать большие заготовки. Лучше взять маленькую дощечку размером примерно 10 на 10 см, и на ней попрактиковаться. Посмотрите, как меняется линия в зависимости от силы нажима, какой цвет получается, если увеличить нагрев. Попробуйте поводить выжигателем в разные стороны. В какой-то момент вы почувствуете, что стержень скользит по заготовке плавно и ровно. Это значит, вы нашли нужное положение, когда волокна дерева направлены вниз. Зафиксируйте это положение и выжигайте только так. Работа будет в разы приятнее и пойдет куда быстрее.

Помните, что любому мастеру нужно время, чтобы привыкнуть к новой древесине. Меняя породу дерева, отрезайте от него маленький кусок и снова практикуйтесь на нем. Например, на дубе у начинающих мастеров точно не выйдет выжечь красивый рисунок. Эта порода сама по себе твердая и темная, работать с ней нужно только имея багаж опыта. С березой же, ясенем или кленом наоборот управиться просто. Все эти нюансы будут приходить с опытом, главное – почаще практиковаться, и не лениться сначала делать пробные линии, а уже после приступать к полноценной картине.

Все перечисленное – это основы основ. Теперь вы знаете, как выжигать по дереву, имея нулевой опыт в творчестве. Чем серьезнее будет становиться ваше увлечение пирографией, тем больше нового вам придется узнать. Так что будьте готовы развиваться, обучаться и, конечно, творить шедевры собственными руками.

Выжигание по дереву

Получи купон на скидку 10% при подписке на наши новости

Выжигание по дереву, оно же пирография, набирает все большую популярность среди людей всей групп и возрастов. И это понятно, ведь пирография не только увлекательное занятие, во время работы которого развивается фантазия и мастерство, но и прекрасный подарок родным и близким в стиле handmade. Выжигание по дереву доступно не только просвященным гуру в деле выжигания, но и для начинающих. Мы расскажем подробнее чуть ниже как выжигать правильно по дереву своими руками для начинающих.

Выжигание по дереву

Как правильно выбрать инструмент для выжигания новичков

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы. Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

Выжигание по дереву

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому. Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону. К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета. Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

Как выжигать по дереву для начинающих с описанием работы

Предлагаем ознакомиться с тремя известными мировыми художниками-пирографистами, в совершенстве владеющими искусством выжигания по дереву.

Рассмотрим пирографию от Джули Бендер в цвете сепия

Выжигание по дереву

При помощи искусства выжигания по дереву Джули передает мельчайшие штрихи животных настолько нереально, что создается впечатление того, что вы утопаете в многообразии палитры тонов и полутонов. Каждая деталь из ее выжженных картин выполняется микроскопичной сверхтонкой штриховкой и игрой световых лучей. Для создания одной такой картины у нее уходит не один день, от мастера требуется не только талант, усидчивость и опыт нескольких лет, но и любовь к такому искусству, как пирография.

Сначала Джули в течение долго времени наблюдает за животными, впитывает каждую их черточку и тени на коже при движении, а потом, вдохновившись, делает наброски на тщательно отполированной деревянной доске из клена или плотной бумаги для акварели при помощи простого карандаша. Клен имеет кремовый оттенок и легкую зернистость, что позволяет придать будущей картине цвет сепии. Затем при помощи различных по размеру и форме наконечников выжигателя скрупулезно прорабатывает каждый блик света, каждая тень и штрих шерсти животного. На работу одной ее картины размером с тетрадный лист уходит иногда до нескольких месяцев работы! Вот, что значит любить свою работу и получать за нее заслуженное вознаграждение, стоимость одной ее огненной работы может достигать 4 тыс. долларов.

Изучаем красивое выжигание по дереву от LeRoc

Выжигание по дереву

Известный южноафриканский художник при помощи огня и подручных инструментов может выжечь портреты людей, животных, технику, деревья. В качестве основного инструмента использует паяльник, ранее излюбленным способом выжигания были пламя зажигалки, гвозди и плоскогубцы. Все свои работы пирограф посвящает ценителям природы и граффити , ведь они по его мнению являются составляющими друг друга.

Рассматриваем пирографию на досках для серфинга от Питера Уокера

Выжигание по дереву

Питер Уокер – известный австралийский пирограф, который выжигает свои работы на досках для серфинга. Полые доски из древесины вырезаются из быстрорастущих деревьев, каждая доска обрабатывается вручную, иногда к этому подключаются другие дизайнеры. Выжигание Питер выполняет при помощи лазерной технологии.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые наглядно покажут, как научиться выжигать разнообразные картины и орнаменты в домашних условиях.

Возможно, вы не поверите, но эта работа выжжена на дереве! (красные акценты подкрашены акварелью). Смотрите дальше – там целая галерея потрясающих изделий. Я пообщался с авторами, которые рассказали о своих творениях.

Чтобы немного ввести в курс дела, начну чуть издалека. Существует такая техника рисования как Пирография. Это способ нанесения изображения (обычно на деревянную поверхность) методом выжигания. Это искусство известно еще нашим предкам, которые выжигали свои изделия металлическими предметами, нагретых на огне. Разумеется, обладателям современных электрических выжигателей даже не снились проблемы, с которыми сталкивались мастера тех времен. Нагретый на огне металл можно легко перегреть, а в процессе выжигания он достаточно быстро остывает. Другое дело сейчас – электрический выжигатель поддерживает постоянную температуру и художнику не приходится постоянно делать паузы на очередной нагрев инструмента.

Самих людей, создающих свои шедевры методом пирографии называют мастерами пирографами. Это очень сложный вид изобразительного искусства, поскольку небольшие ошибки тут же превращаются в прожженные дыр на дереве (или фанере), исправить которые порядком сложнее, чем просто стереть ластиком карандаш. Но сложность еще и в том, что оттенки при рисовании (темные, светлые линии или тона) можно добиться с помощью разного времени контакта горячего жала выжигателя с деревом. Если коснуться горячим предметом деревянной поверхности очень быстро, то получится светлая точка (или линиия), а если задержать жало на долю секунды больше – линия становится намного чернее.

Для тех же, кто хочет создавать свои шедевры пирографии, но не обладает художественным талантом инженеры придумали устройство Пиропринтер – это выжигатель с ЧПУ, который сам рисует портреты по фотографиям с компьютера.

Выжигает изображения на ЧПУ выжигателе Пиропринтере много разных студий или просто любителей, но не так много тех, кто действительно подходит к делу с душой и такой отдачей. Портреты, сделанные с удовольствием видно сразу по сравнению с теми, что создавались «потому что нужно было срочно отдать заказ». Об одной такой студии и пойдет речь. Ее название «ПироОбраз». Как известно, любую картину лучше один раз увидеть, чем 1000 раз о ней услышать, поэтому сначала покажу, почему она так меня заинтересовала

Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.

Начинать лучше с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Возьмите деревянные ложки или лопаточки, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, стараясь придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, подставок для яиц или других мелких предметов. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Начинайте работу с верхней части задуманного рисунка, делая короткие легкие штрихи. Движения должны быть плавными. Работайте не торопясь: дереву требуется время, чтобы оно потемнело под воздействием температуры. Поначалу у вас будут получаться кляксы и неровные линии, поэтому придется поупражняться.

Новичкам труднее всего научиться выжигать равномерно. Часто их картинки выглядят неровными и грязными. Если вы столкнулись с этой проблемой, мужайтесь. Первый блин выходит комом не только у вас, и есть несколько вещей, которые помогут справиться с этими трудностями.

Прежде всего, надо помнить, что при первом соприкосновении с поверхностью перо будет более горячим, чем во время последующего выжигания штриха. Это происходит потому, что часть тепла поглощается материалом, по которому вы выжигаете. Этот факт и предопределяет самую распространенную для всех пирографов проблему: как предупредить появление кляксы от момента, когда вы впервые дотрагиваетесь пером до поверхности, до того, как оно достаточно остынет, чтобы получилась ровная линия.

Эта проблема имеет два решения. Первое – это движение и скорость. Движение не дает горячему перу оставаться на одном месте и прожигать отверстие, прежде чем вы сможете заставить свою руку двигаться. Представьте, что ваше перо – это самолет, садящийся на взлетную полосу. В течение первой секунды после прикосновения к поверхности вам потребуется перемещать перо немного быстрее, прежде чем все тепло будет поглощено материалом. Тогда надо замедлить движение пера до той скорости, которая даст возможность равномерно выжигать по этому материалу. Когда же настанет время завершить штрих, вам просто нужно продолжать движение, одновременно отрывая перо от поверхности, чтобы оно даже долю секунды не оставалось на одном месте и не прожгло отверстия на конце линии. И вновь представьте перо самолетом, до сих пор разбегавшимся по взлетной полосе и взлетающим в конце нужной вам линии (рис. 8).

Выжигание по дереву

Рис. 8. Перо в движении.

Второй метод предупреждения клякс состоит в том, чтобы осторожно подуть на перо, прежде чем коснуться поверхности. Это охладит перо, а когда оно будет на поверхности и в движении, температура нагрева вернется.

Возможно, при чтении вводного материала некоторые действия кажутся слишком сложными, но пирография, как и любое ремесло, требует навыка. Поэтому потребуется практика, прежде чем искусство владения раскаленным пером станет вашей второй натурой. Возьмите обрезки какого-нибудь материала и практикуйтесь в нанесении штрихов, прямых и кривых линий, выбирая разные перья. Вскоре кляксы останутся в прошлом. Кстати, при работе пирографом с твердой насадкой проблемы с кляксами обычно встречаются реже.

Выполняя первое простое упражнение, надо следовать двум правилам:

1. Не пишите пирографом, даже если вам этого очень хочется. Возможно, сама форма его рукоятки провоцирует к этому: кажется, что в руке обычный карандаш. Но по крайней мере для начала – не пишите.

2. Не рисуйте, не пытайтесь что-либо изобразить.

Иными словами, вначале вам надо всего лишь провести несколько штрихов. Не меняя температуры рабочего наконечника, проведите несколько линий и поставьте несколько точек. Есть много способов сделать это. Например, если вы слегка прикоснетесь к древесине раскаленным наконечником, не нажимая, проведете им по поверхности, получится тонкая, довольно светлая линия. Если слегка надавите и проведете им медленнее, получится более темная и широкая линия.

Отсюда, естественно, следует, что толщина линии зависит от скорости, с которой вы проводите рабочим наконечником пирографа по дереву, и давления, которое вы оказываете на его поверхность. Попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости.

Если при работе вы будете слишком сильно нажимать пером на древесину, нагревательный элемент, скорее всего, изогнется. Не пугайтесь этого, придайте ему исходную форму, прижав к ненужному куску древесины. Нихромовая проволока очень гибкая, и вряд ли вы ее сломаете.

Освоив простые штрихи, чистые от клякс, попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости, постепенно сплетая линии в сложные изогнутые узоры (рис. 9).

Скорость движения ручки будет определять, насколько темной или светлой будет получаться линия. Естественно, чем быстрее вы двигаете перо поперек поверхности, тем меньше времени оно находится в контакте с материалом и тем светлее оно выжигает. Чем медленнее вы двигаетесь, тем темнее будет выжигание.

Рис. 9. Простые упражнения для начинающих пиромастеров.

Если у вас прибор с постоянной температурой, вы не сможете повышать или понижать температуру. Скорость пера будет единственным доступным способом сделать выжигание более темным или более светлым.

Если у вас прибор с регулятором температуры, вы сможете сделать перо горячее или холоднее, но в этом кроется определенная опасность. У вас будет искушение перемещать его каждый раз понемножку, на крошечные деления, когда вы захотите выжигать немного темнее или светлее. На самом деле в этом нет никакой необходимости. Лучше использовать регулятор, чтобы установить среднюю температуру, необходимую для выжигания по данному материалу или выполнения определенной техники. Когда температура пера находится в этом диапазоне, тогда вы можете использовать скорость движения инструмента, чтобы сделать след выжигания более темным или светлым.

Регулировать температуру нужно для каждого используемого пера отдельно. Разные перья выполнены из разного количества металла, поэтому их требуется по-разному нагревать. Если вы при смене пера не изменили мощность источника, она может оказаться слишком большой или, наоборот, слишком маленькой для выжигания одной и той же поверхности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию