Содержание
- 1 История
- 2 Использование резных яиц
- 3 Процесс карвинга по скорлупе
- 4 Советы для начинающих
- 5 Материалы для карвинга по яичной скорлупе
- 6 Ссылки
История
Карвинг по яичной скорлупе – одна из самых ранних форм прикладного искусства. Форма яйца привлекает своей тайной, каким-то внутренним смыслом. Многие ранние цивилизации считали яйцо символом плодородия, старались украшать его и использовали для обрядов, направленных на увеличение урожая и плодородия.
Современный человек также ценит форму яйца и заложенный в него смысл. Карвинг по яичной скорлупе привлекает контрастом между таким хрупким предметом и тем, что можно сделать с ним. Сейчас существует целая плеяда художников, которые занимаются карвингом по яйцу, они выставляют свои работы на выставках и в музеях. Мастера высокого класса не только делают резьбу на яичной скорлупе, но и рельефную обработку, то есть резьба идет не только насквозь, но ещё и только в верхнем слое скрлупы.
Использование резных яиц
Резная скорлупа в подарок друзьям или семье – отличный повод удивить адресата подарка, потому что карвинг по яйцам является редким хобби и завораживающим.
На Интернет-аукционе Etsy продаются резные яйца ручной работы. Стоимость от 35 долларов до 250 за штуку, в зависимости от сложности дизайна.
Процесс карвинга по скорлупе
- Подготовка скорлупы. Сделать отверстие в яйце маленьким сверлом или иглой. Держать яйцо следует крепко, но не сжимать его, чтобы скорлупа не треснула. Проткнуть содержимое яйца, чтобы желток лопнул. Затем содержимое яйца можно удалить шприцем, либо выдуть (для этого понадобится второе отверстие напротив первого). Просушить скорлупу. Иногда людей интересует дезинфекция внутренней поверхности яйца, чтобы иметь полностью чистую вещь для поделок. Для этого в шприц следует набрать кипяченую воду и несколько раз впрыснуть воду внутрь яйца. Закрыть отверстия в яйце пальцами и потрясти его. Для особенной чистоты можно посоветовать обработать яйцо раствором формалина.
Для работы нужно удалить пленку которая присутствует на внутренней поверхности яйца. Пленка мешает работе и создает неряшливые ошметки с внутренней стороны, портя внешний вид готовой модели. Для этой цели пустое яйцо погружают в раствор воды и средства «Белизна» (в соотношении 1:1). Время растворения внутренней пленки от 30 минут до 4 часов. Яйцо нужно периодически контролировать, на предмет отслоения пленки. По окончании обработки, остатки пленки достаются из яйца через просверелные отверстия, а само яйцо промывается водой.
- Мягким графитовым карандашом (3М) нарисовать рисунок на скорлупке.
- Бормашинкой и мелким бором можно начинать резьбу по скорлупе, выбирая те участки, которые должны работать на просвет. Требуется очень легкое прикосновение, никакого давления.
- После окончания работы смахнуть остатки пыли от скорлупы жесткой кистью или стальной щеткой. Если кое-где остался след от рисунка, то его следует удалить ластиком или губкой, но делать это нужно максимально осторожно, чтобы не лишиться сделанной работы.
- Для блеска можно натереть скорлупку маслом или покрыть тончайшим слоем лака. Иногда полируют войлоком.
- Add to friends
- RSS
ОБО ВСЕМ ЧТО ИНТЕРЕСНО МНЕ
Резьба по скорлупе — Мастер класс
Резные яйца — первые шаги к мастерству
Я уже делал пост про резные яйца (фото покажу после этого маленького урока), но там были работы настоящих профессионалов резьбы по яичной скорлупе. Сегодня мы поговорим о первых шагах в этом хобби и о том как же сделать резное яйцо самостоятельно.
В подготовке поста мне помогла самодельщица не один год занимающаяся резьбой. Но для нас она согласилась начать все сначала.
В принципе как я понял каждый может сделать эти замечательные резные яйца, состоящие буквально из кружевных узоров, но для этого (и это условие не обойти) нужен специальный инструмент, хотя бы начального уровня — гравер или что-то типа аппарата Dremel который называется Multi Tool выглядит он вот так.
Конечно, на первый взгляд на резное яйцо там так много сложных узоров на чрезвычайно красивых дизайнов, что глаза разбегаются и кажется что сделать такие самостоятельно не реально. Но как только вы получите первоначальный опыт все распадается на простые детали и уже можно собирать из них свои узоры.
Итак, нам понадобится:
— Multi Tool’с – или любая другая модель или гравер, лучше если он будет с гибким валом.
— Фреза на 108 для гравировки
— Яйца
— Мягкий карандаш и ластик
Начинаем делать резные яйца:
1.Перед началом резьбы подготовительный этап. Каждое яйцо необходимо помыть, очистить и продуть внутренности.
Для этого сверлим Multi Tool’сом отверстие на концах яйца с помощью небольшого сверла.
Берем яйцо в ладонь, мягко зажимаем, чтобы были открыты заостренные концы и затем сверлим отверстия в нижней и верхней части.
Потом, используя распрямленную канцелярскую скрепку, протыкаем белок и перемешиваем его с желтком, так будет проще выдуть содержимое. После чего скрепку вынимаем и выдуваем содержимое яйца на тарелку. Если все операции делать аккуратно и яйца перед процедурой как следует вымыть, то можно будет еще и яичницу поджарить.
2. Второй этап – выбираем дизайн резного яйца. Используя самый мягкий карандаш, какой найдете, наносим рисунок, который и будем вырезать. Давить не нужно — мягкими, но четкими штрихами наносим контур рисунка на скорлупу.
Начинать нужно с простенького дизайна для того чтоб отработать навыки гравировки и уже потом перейдете к сложным элементам и умопомрачительным кружевам, в которых запутывается глаз 😉 – все приходит с опытом.
Посмотрите на эти работы – вот простые и крупные формы, на которые нужно ориентироваться по началу.
3. Третий этап это уже изготовление резного яйца. Берем яйцо и держим его в одной руке. В другой руке у нас Multi Tool с гибким валом на котором насажена гравировочная фреза номер 108.
Осторожно кончиком фрезы начинаем касаться скорлупы и режем по линиям. Остатки вырезанных узоров удаляем острым ножом очень осторожно. Если что то не идет, то лучше вернуться к фрезеру.
Во время работы помните, что все прикосновения должны быть очень легкими. При резьбе яйцу давление противопоказано – можно легко повредить соседний узор.
Небольшой совет:
Всегда держите режущееся яйцо зажатым между большим и указательным пальцем и перемещайте его в этом положении по кругу, по мере того как вырезаете рисунок. Рука с гравером должна находить примерно в одном положении
Умельцы резьбы оттачивают все новые и новые способы мастерства. Резьба по яичной скорлупе или карвинг — одно из современных увлечений мастеров. Узоры выпиливают с помощью бормашины или электрического лобзика.
Вначале мастер делает заготовку — наносит рисунок. Поверхность готовой ажурной скорлупы обрабатывают полировочным камнем, чтобы удалить все неровности. Безусловно, это достаточно кропотливая и сложная работа, но, как видим, результат того стоит! В итоге получаются настоящие шедевры! Конечно же, без фантазии в процессе создания этих чрезвычайно красивых изделий не обойтись. Это Вам не шляпу из бумаги делать :).
Резьба по скорлупе уходит своими корнями в далекие времена, она таит в себе глубокий сакральный смысл, ведь яйцо считается символом плодородия и началом зарождения новой жизни.
Особых высот в этом виде резьбы добились умельцы из Китая и других азиатских стран. Здесь принято дарить такие яйца по любому важному поводу.
Давайте для начала рассмотрим изделия восточных мастеров.
Китаец Вен Фуланг из провинции Шаньси когда-то работал обычным резчиком по дереву, но после потери основной работы, он занялся резьбой по скорлупе и достиг высот, признания и известности в своем деле.
В своих работах Вен гармонично сочетает традиционные китайские мотивы и современные тенденции.
Бен Тре из Вьетнама вырезает на скорлупе пейзажи и портреты. Затем художник помещает их в специальные стеклянные колбы с подсветкой и они превращаются в своеобразные ночники.
Работы Брайана Бейти ценят и любят по всему миру! Он ездит со своими показательными мастер-классами по многим странам. В его работах преобладают современные мотивы.
Давайте еще полюбуемся прекрасными работами других мастеров!
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Резьба по яичной скорлупе – это далеко не новое слово в искусстве. Мало ли мастеров удивляет публику, создавая «кружевные яйца»? На нашем сайте Культурология.Ру мы уже рассказывали об уникальных работах таких зарубежных художников, как Гэри ЛеМастер, Брайан Бейти, Wen Fuliang и нашей соотечественницы Марии Минситовой. Их работы основаны на том, что из яичной скорлупы создаются причудливые узоры путем вырезания всего «ненужного». Получившиеся «дырочки» складываются в небывалой красоты изображения. Pu Derong использует абсолютно другую технику. При помощи специального ножа он вырезает картины на тончайшей яичной оболочке, не разрезая ее.
Pu Derong признается, что был очарован хрупкостью яичной скорлупы с детства. «Художники используют полотна, для меня существуют яйца», — рассказывает он. Талантливый мужчина родился и вырос в деревне Dongzhuangtou, он с детства увлекался живописью и каллиграфией. К сожалению, у его семьи не было денег на то, чтобы мальчик посещал художественную школу, поэтому все, что Pu Derong умеет сегодня, он постиг самостоятельно. Pu Derong кем только не работал (и слесарем, и поваром), но всегда находил время для занятия творчеством. Однажды он начал экспериментировать с яичной скорлупой, и после сотен неудачных попыток все же добился успеха. Для резьбы он сделал себе специальных нож, его хрупкий матовый «холст» — всего 0,3 мм, так что права на ошибку у художника нет. Нанося изображения, он отдает предпочтение традиционным природным картинам, фольклорным мотивам или китайской архитектуре. Сегодня Pu Derong – один из признанных мировых мастеров, его работы получают призы на престижных конкурсах и выставках.
Чтобы не проколоть скорлупу, Pu Derong вынужден очень кропотливо подходить к творческому процессу. Одно поспешное движение может испортить часы напряженной работы. Он рассказывает, что остается в напряжении с первой секунды и до того момента, пока все не закончит. Иногда для своих картин он использует естественные красители, что делает их более выразительными. Благодаря высокому содержанию кальция, резные яйца могут храниться очень долго. Некоторые почитатели его творчества даже собирают целые коллекции.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Васильченко Татьяна
Ажурные пасхальные яйца. Мастер-класс — резьба по яичной скорлупе
Близится праздник «Пасха» и разумеется стартуют пасхальные конкурсы! Это всевозможные поделки на пасхальную тематику! И сегодня, я решила показать мастер класс как сделать ажурные, очень легкие и не весомые пасхальные яйца! Но для этого нужно запастись терпеньем!
И так начнем! Я выбрала яйца белого цвета,и не стала их дополнительно окрашивать,считаю белый цвет светлым,праздничным цветом. Далее для работы с яйцами нам понадобиться фрезер или по другому аппарат для маникюра. Так же фрезы разных диаметров,но фрезы должны быть мягкой или средней жесткости. Это с синей или зеленой насечкой.
на фото (фрезы после работы со скорлупой). Берем яйца и проделываем самой тонкой фрезой отверстие с двух сторон яйца чтобы выдуть содержимое. Чтобы легче было выдуть советую шпажкой или зубочисткой аккуратно яйцо взболтать.
Далее яйцо нужно промыть и дать высохнуть. Яичная скорлупа очень хрупкий материал,мастера покрывают их каким то специальным средством, чтоб оно не лопалось и не ломалось,но т. к мы делаем такие яйца в домашних условиях,то предлагается их вскрыть обычным лаком. Но после этого мне не понравился эффект того, что при сверлении появлялась от лака пленка,которую тоже нужно было аккуратно удалять. И я решила отказаться от лака. На яйце я нарисовала примерный рисунок.
Далее берем самую тонкую фрезу и не сильным нажимом сверлим отверстие. Как только фреза исчерпает свой диаметр,а вам нужно побольше предлагаю
сменить фрезу. Совет- не располагайте детали близко друг другу,иначе при одном неверном нажиме скорлупа лопнет. Но даже если не вскрывать яйцо лаком,пленка есть внутри яйца, и ее тоже нужно аккуратно удалить. Взять самую тонкую фрезу и снизу слегка поглаживая ее удалить. Или попробовать это сделать зубочисткой.
На скорлупе возможно остался где -то виден карандаш,это поправимо! Возьмите губку с моющим средством и слегка потрите,все отлично отмывается.
Даем опять высохнуть от водный процедур и покрываем лаком (у меня был акриловый лак).
Теперь же остается сделать футляр для таких хрупких яиц. Удачи Вам и творческих успехов.
Мастер-класс по изготовлению подставки под пасхальные яйца «Курочка» Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств». У светлого праздника.
«Пасхальные яйца». Мастер-класс в старшей группе Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Мастер-класс «Декупаж на яичной скорлупе» Готовим яичную скорлупу, моем и сушим ее. Из картона вырезаем круг или любую другую форму. На клей ПВА приклеиваем скорлупу, стараясь.
Мастер-класс. Панно в технике декупаж на яичной скорлупе Для изготовления панно в технике декупаж (на яичной скорлупе) нам понадобиться: — фанера (я взяла размером 11 на 17 см) — яичная скорлупа.
Мастер-класс «Пасхальные яйца» Светлое Христово Воскресение является самым главным христианским праздником. В этот День Воскрес из мертвых наш господь Иисус Христос. Поэтому.
Мастер-класс «Пасхальные яйца» Дарить яркие нарядные яйца на христианский праздник Пасху — древний обычай. Дети очень любят раскрашивать яйца, рисовать на них и приклеивать.
Мастер-класс по изготовлению атрибутов для танца «Пасхальные яйца» Мастер класс «Пасхальные яйца» (атрибуты для танца) Перед каждым праздником мы стараемся сделать различные атрибуты для танцев: цветы,.
Мастер класс по конструированию из бумаги «Подставки под пасхальные яйца» Пасха — очень светлый и добрый праздник. Осталось совсем немного времени до празднования Воскресения Христова. Но у нас еще есть время.
Открытка «В ожидании праздника» в технике декупаж на яичной скорлупе. Мастер-класс Сегодня я представляю Вашему вниманию открытку «В ожидании праздника», выполненную в технике декупаж на яичной скорлупе. Назначение данной.
Мастер-класс «Пасхальные яйца из теста» Пасха — очень интересный и веселый праздник и дети с удовольствием помогают родителям к нему готовиться. Одним из символов Пасхи является.
- Add to friends
- RSS
ОБО ВСЕМ ЧТО ИНТЕРЕСНО МНЕ
Резьба по скорлупе — Мастер класс
Резные яйца — первые шаги к мастерству
Я уже делал пост про резные яйца (фото покажу после этого маленького урока), но там были работы настоящих профессионалов резьбы по яичной скорлупе. Сегодня мы поговорим о первых шагах в этом хобби и о том как же сделать резное яйцо самостоятельно.
В подготовке поста мне помогла самодельщица не один год занимающаяся резьбой. Но для нас она согласилась начать все сначала.
В принципе как я понял каждый может сделать эти замечательные резные яйца, состоящие буквально из кружевных узоров, но для этого (и это условие не обойти) нужен специальный инструмент, хотя бы начального уровня — гравер или что-то типа аппарата Dremel который называется Multi Tool выглядит он вот так.
Конечно, на первый взгляд на резное яйцо там так много сложных узоров на чрезвычайно красивых дизайнов, что глаза разбегаются и кажется что сделать такие самостоятельно не реально. Но как только вы получите первоначальный опыт все распадается на простые детали и уже можно собирать из них свои узоры.
Итак, нам понадобится:
— Multi Tool’с – или любая другая модель или гравер, лучше если он будет с гибким валом.
— Фреза на 108 для гравировки
— Яйца
— Мягкий карандаш и ластик
Начинаем делать резные яйца:
1.Перед началом резьбы подготовительный этап. Каждое яйцо необходимо помыть, очистить и продуть внутренности.
Для этого сверлим Multi Tool’сом отверстие на концах яйца с помощью небольшого сверла.
Берем яйцо в ладонь, мягко зажимаем, чтобы были открыты заостренные концы и затем сверлим отверстия в нижней и верхней части.
Потом, используя распрямленную канцелярскую скрепку, протыкаем белок и перемешиваем его с желтком, так будет проще выдуть содержимое. После чего скрепку вынимаем и выдуваем содержимое яйца на тарелку. Если все операции делать аккуратно и яйца перед процедурой как следует вымыть, то можно будет еще и яичницу поджарить.
2. Второй этап – выбираем дизайн резного яйца. Используя самый мягкий карандаш, какой найдете, наносим рисунок, который и будем вырезать. Давить не нужно — мягкими, но четкими штрихами наносим контур рисунка на скорлупу.
Начинать нужно с простенького дизайна для того чтоб отработать навыки гравировки и уже потом перейдете к сложным элементам и умопомрачительным кружевам, в которых запутывается глаз 😉 – все приходит с опытом.
Посмотрите на эти работы – вот простые и крупные формы, на которые нужно ориентироваться по началу.
3. Третий этап это уже изготовление резного яйца. Берем яйцо и держим его в одной руке. В другой руке у нас Multi Tool с гибким валом на котором насажена гравировочная фреза номер 108.
Осторожно кончиком фрезы начинаем касаться скорлупы и режем по линиям. Остатки вырезанных узоров удаляем острым ножом очень осторожно. Если что то не идет, то лучше вернуться к фрезеру.
Во время работы помните, что все прикосновения должны быть очень легкими. При резьбе яйцу давление противопоказано – можно легко повредить соседний узор.
Небольшой совет:
Всегда держите режущееся яйцо зажатым между большим и указательным пальцем и перемещайте его в этом положении по кругу, по мере того как вырезаете рисунок. Рука с гравером должна находить примерно в одном положении
До Нового Года осталось всего 9 дней. Наступает самое ответственное время поиска подарка для самых родных и близких. Дизайнеры советуют обратить внимание на оригинальные презенты. Например, почему бы не подарить маме или другу яйцо, да не простое, а резное, ведь яйцо — символ рождения и жизни. Сыктывкарский мастер художественной резьбы по яичной скорлупе Людмила Клёус рассказала порталу ProGorod11.ru как из яйца, купленного в магазине, рождается произведение искусства.
— Сувенир, выполненный в технике резьбы по яичной скорлупе, — это хороший подарок на Новый Год?
— Думаю, да. Это, по крайней мере, подарок необычный и со вкусом. Я хотела сделать несколько сувениров специально для коммерсантов: вырезать на яичной скорлупе японские или китайские иероглифы, обозначающие здоровье, удачу или, например, денежный успех. Может быть, такое яйцо действительно принесет своему обладателю счастье, но не надо забывать, что главное условие успеха – вера в то, что все получится.
— Вы мастерите яйца и в стиле вышивки «Ришелье». Как удается добиться такого филигранного узора?
— Я пользуюсь схемами вышивки. Главная тонкость – перед работой нарисовать на яйце точный, до последнего миллиметра, узор. Если в какой-то части будет сбой, то рисунок смешается и вся работа насмарку. Давно заметила, чем сложнее и тоньше работа, тем больше адреналина от процесса творчества.
— Что самое сложное и самое простое в технике резьбы по яичной скорлупе?
— Резьба по яичной скорлупе — это голая техника. Сделать болванку – это самое простое. Надо ведь ее до ума довести: подточить, чтобы срезы были ровненькие. Обработка – очень кропотливое дело. Очень сильно устают глаза. Кроме того, яичная пыль рассеивается в воздухе: какой респиратор не надевай, она все равно проникает в легкие.
— Какие инструменты в работе используете?
— В конце прошлого года на выставке «Жемчужина Севера» меня наградили премией и вручили диплом экспертов в области декоративно-прикладного искусства за оригинальность жанра. На денежный приз я купила настольную бормашинку. Мой первый инструмент, гравер, весил почти 600 граммов. Представьте, что такую «бандуру» нужно было держать тремя пальцами строго перпендикулярно. После четырех часов работы мне сложно было выпрямить затекшие пальцы. А вот рукоятка бормашинки очень легкая, рука не устает, поэтому можно работать дольше и эффективнее, а резьбу довести до совершенства.
— Какие яйца вы используете в работе?
— Использую гусиные и куриные яйца. Куриные я покупаю в магазине. Тщательно выбираю их, чтобы не было неровностей на скорлупе. Дома смываю магазинную печать и за работу. А вот с гусиными яйцами испытываю проблемы – они в магазинах не продаются. Эти яйца я покупаю только с личных подворий и беру все, что может предложить хозяин птицы. По разумной цене, естественно… К сожалению, фермеры, которые поставляли мне гусиные яйца, перестали держать птицу из-за ее нерентабельности. Теперь я усиленно навожу справки — кто же в Сыктывкаре и окрестностях держит гусей? Иногда мне звонят или пишут люди, мол, по такому-то адресу гуси гоготали, и я бегом туда!
— Чем нужно покрывать яйцо, чтобы оно «прожило» 100 лет?
— Мне как-то сказали, мол, укрепляй скорлупу, чтобы яйцо прослужило долго. Я подумала, ведь яйцо — символ жизни, а разве жизнь может быть вечной. Яйцо родилось, отжило свой век и должно уйти, поэтому свои работы я ничем не укрепляю. У меня есть яйца, выполненные в технике декупаж и покрытые лаком: они словно сделаны из пластмассы. Необработанные яйца хранят фактуру скорлупы и энергетику мастера. Они словно живые.
— Бывает такое, что когда вы работаете, яйцо в самый неожиданный момент дает трещину?
— Когда я только начала, такое бывало. В таких случаях убираю гравер, и даю отдохнуть глазам и рукам. Бывает, что дело не спорится. Например, на яйцо с балериной я потратила три яйца: у нее-то рука отвалится, то голова. Решила отложить ее в сторону и вырезала другую балеринку, которая у меня сразу получилась. Тут внутренний голос подсказал, мол, берись за первую! И та балеринка, которая никак не хотела рождаться – получилась! Иногда как будто кто-то толкает, чтобы я встала и шла вырезать. Сейчас я стараюсь максимально избегать ошибок в работе, не торопиться, потому что считаю непозволительной роскошью работать с браком!
— Где вы черпаете вдохновение для творчества?
— Один из источников вдохновения – рыбалка. Со второго класса я бегала на речку с удочкой. Люблю реку. Ее неспешное движение успокаивает, очищает и уносит весь негатив, которого наше время немало.
— Когда и почему вы стали заниматься резьбой по яичной скорлупе?
— Я увидела в интернете работы, выполненные в этой технике. Три месяца не ела, не спала, все думала, как сотворить такое чудо. Я пыталась с помощью всемирной паутины отыскать описание уникальной техники, но натыкалась лишь на общие фразы. Муж, видя как я буквально чахну на глазах, взял меня за руку – мы пошли в магазин и купили гравер. Тогда на своем первом яйце я вырезала контур бабочки. Оно не лопнуло, не треснуло – все получилось. Кстати, оно до сих пор у меня хранится, став талисманом. Этот успех я расценила, как знак свыше. Потом познакомилась с работами вышивки на яйцах француженки Элизабет Кляйн. Свою технику она держит в секрете, но мы, российские тетеньки, можем добиваться всего сами. Я создала свою технологию вышивки. В общем, до всего доходила сама методом проб и ошибок.
— Ваши резные работы уходят в коллекции известных людей?
— Одно яйцо находится у Главы Республики Вячеслава Гайзера: мою работу ему вручила нынешний министр культуры Анастасия Прокудина, которая в то время возглавляла Центр культурных инициатив «Югор». Летом, готовясь к выставке «Большие оригиналы» в Витебске, мы не могли исключить визит Президента Беларуси, поэтому в дар Александру Лукашенко было изготовлено и передано резное яйцо с символом Беларуси зубром. И по одному яйцу находятся в музеях Санкт-Петербурга и Витебска.
— Когда вы поняли, что ваши работы пользуются успехом?
— Первые резные опыты порадовали только мужа и детей. Многие отнеслись к ним с большой порцией скепсиса. Год назад я не могла представить, что заполняя заявку на участие в последний день приема, я не только попаду на выставку «Жемчужину Севера», но о моих работах узнают в Санкт-Петербурге, в Белоруссии. Спасибо коллективу Центра культурных инициатив «Югор» и президенту Некоммерческого партнерства «Международная гильдия мастеров» Татьяне Анатольевне Ковша, что открыли меня и показали мои работы широкому кругу! В апреле у меня была персональная выставка в культурной столице России. В глазах ее посетителей я видела столько искреннего восторга и изумления! Это было настолько неожиданно, что я поняла: мои работы интересны и нужны. Тогда же, весной, я была принята в члены Международной гильдии мастеров, а уже в июле в рамках «Славянского базара» я участвовала в выставке «Большие оригиналы», организованной Санкт-Петербургским музеем «Русский Левша» и Витебским областным краеведческим музеем