Хохломская роспись

  • Раскрытие информации
  • Политика обработки персональных данных
  • Учредительные документы
  • Отчетность
  • Общее собрание акционеров

В Древней Руси дерево играло очень важную роль. Из него строили жилища, изготавливали мебель и посуду. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в X-XII веках русские ремесленники делали чаши, ковши, черпаки, а старинные описи монастырских хозяйств часто упоминают токарей, ковшечников, судописцев. Среди посуды, изготавливаемой ремесленниками, существовала особая, окрашенная киноварью и покрытая золотом. Она подавалась на княжеских пирах и царских приемах. Как правило, она производилась при монастырях. Среди ремесленников Троице-Сергиевой лавры были приписанные крестьяне из заволжских сел. Густые, непроходимые леса по берегам реки Керженца с давних времен укрывали беглых крестьян, стрельцов. Сюда же устремились и старообрядцы в период раскола Русской церкви. Именно пришельцы – переселенцы поспособствовали развитию на Нижегородчине посудного промысла и созданию здесь новой оригинальной обработки дерева с имитацией золочения.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Возникновение промысла хохломской росписи

Архивные материалы и научные исследования определили, что во второй половине XVII века в Семеновском округе возник промысел изготовления посуды, ставший основой развития особого вида декоративной росписи по дереву. Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Б.И. Морозов требовал собрать с заволжских вотчин блюда разных размеров и братины на «оловянном деле». В XVII веке олово применялось для золочения в художественных ремеслах, а боярину Морозову принадлежало «селишко Семеновское». Именно в нем, а также вокруг сел Хохлома и Скоробогатовское сформировался промысел хохломской росписи.

Хохломская роспись

Развитие

Развитию промысла способствовала близость волжского торгового пути и соседство с крупнейшей в России Макарьевской ярмаркой. Качество посуды, вырабатывавшейся в Семеновском уезде, было высоким, и в 1764 году производство деревянной посуды было отмечено как «главный всех жителей промысел». О продукции крестьян из Семеновского уезда говорили так: «Товар их легок, чист, крепок и светел», а семеновский городничий Блюммер писал, что в городе жители «земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной, крашенной и лаковой посуды…». Село Хохлома, волостное село в Семеновском уезде, становится торговым пунктом, где продавалась деревянная посуда, с необычной окраской.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Связь с культурой

На протяжении двух столетий хохломская посуда удовлетворяла потребности народа и являлась важной частью отечественной художественной культуры. Во второй половине XIX века возрастает интерес к промыслу, как к искусству. В моду входит «русский стиль», и у образованного общества просыпается интерес к произведениям народных промыслов. В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, и далее чередой шли успешные выставки в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде. К хохломской росписи начинает проявлять интерес и царская семья. Восхищенная творчеством народных мастеров, императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами за искусство. Хохломская продукция широко продается на базарах и ярмарках, а после получения в 1889 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже, резко увеличился и экспорт продукции.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Семеновская школа хохломы

Спрос на хохлому во второй половине XIX века вызвал появление скупщиков. Они требовали дешевый, низкий сорт товара, что привело к упрощению и снижению качества продукции. Это вызвало беспокойство образованного общества и властей. По общему мнению, следовало наладить обучение мастеров новым приемам и технологиям. В 1913 году Главное управление землеустройства и земледелия организовало инструкторскую школу по токарно-посудному и мебельному промыслам в городе Семенове. Нижегородское губернское земство также внесло свой вклад в совершенствование искусства народных мастеров и завело особую должность художника. А в 1916 году по инициативе и на средства Нижегородского городского головы Д.В. Сироткина в городе Семенове открылась Школа художественной обработки дерева во главе с художником Г.П. Матвеевым. После Великой октябрьской социалистической революции школа не только была сохранена, но и нашла значительную поддержку новой Советской власти. Выпускники школы внесли в роспись новые элементы, школа объединила разрозненных кустарей, оживила промысел и нацелила выпуск изделий для продажи на иностранных рынках.

Хохломская роспись

АО «Хохломская роспись» 100 лет деятельности

Развитие Семеновской школы обработки дерева шло очень активно. В 1924 году школа преобразуется в объединение «Кустарь-художник»; в 1931 году оно преобразовывается в артель «Экспорт». В 1934 году в Семенове основан музей кустарно-художественных изделий. В годы Великой Отечественной войны многие мастера артели ушли на фронт и погибли, а предприятие работало на нужды фронта, изготавливало лыжи, ящики для боеприпасов и ложки для солдат. Ежедневно изготавливалось более 10 тысяч ложек для фронта. Героический трудовой подвиг в тылу вынесли хрупкие женские плечи. Именно женщины заменили не вернувшихся с фронта художников-мужчин, и с тех пор они стали играть в коллективе фабрики главную роль.

В 1950 году у мастеров «Хохломской росписи» (так стала называться артель) формируется новый почерк, появляется тенденция к усложненности росписи, нарядности. В 1960 году артель перерождается в крупную фабрику «Хохломская роспись», происходит техническое переоснащение, вводятся в действие новые цеха. В 1964 году на базе предприятия создается творческая лаборатория, которую возглавила художник Е. Н. Доспалова. Разрабатываются новые формы изделий и виды письма, адаптированные к быту горожан. Многочисленные всемирные выставки в Монреале (1967г.), Осаке (1970г.), Париже, на ВДНХ приносили в копилку фабрики награды и дипломы и делали ее всемирно-известной. В 1992 году предприятие открывает подразделение по производству матрешки, 1993 году — мастерскую миниатюрной росписи, в 2004 году – участок живописи. В 2014 году городу Семенову присваивается статус столица Золотой хохломы. С этого же года начинается Международное фестивальное движение «Золотая хохлома». В 2015 году запускается новое направление производства модных аксессуаров с элементами хохломской росписи.

Старинное русское ремесло, зародившееся в XVII в. в округе Нижнего Новгорода

Хохлома представляет собой декоративную роспись в основном по золотому фону. Специальная обработка в печах позволяет создавать изделия, которые не портятся от воздействия даже горячей пищи. Технология хохломы поистине уникальна, ведь, по сути, дерево приобретает свойства керамики.

Хохломская роспись И.М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо-оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская росписьХлебница. Нижегородская губ, 1910-е гг.

Роспись

Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.

Хохломская роспись Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Технология

Для начала создают основу из дерева, будь то чаша, ложка или мебель. Неокрашенные изделия называются «бельё».

Хохломская роспись Изготовление белья

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7–8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

Хохломская роспись Блюдо — панно. Вологда

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелёный, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Хохломская роспись Лужение и художественная роспись

В конце все изделия обязательно снова покрывают льняным лаком и сушат в печах при высокой температуре.

Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два основных центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино).

В д. Сёмино расположено также предприятие, занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

В Ковернинском районе действует и другое предприятие, также сохраняющее старинные традиции. Племзавод им. Ленина, в д. Сухонска.

Новая хохлома

Есть ещё новые направления, основанные на технике хохломы. Это Липецкая и Вологодская хохлома. Вологодская отличается тем, что фон у неё не золотой, а серебряный, и по нему идёт узор голубого цвета. Липецкая хохлома — золотая с красным, но при рассмотрении найти отличия можно.

Элементы узора

  • верховую — когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок
  • криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки так далее, красным и черным цветом
  • под фон — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне

Отличить от подделок

Нарисовать хохломской узор могут многие художники. Покрыть лаком — тоже. Но, чтобы хохлома служила долгие годы в качестве, например, посуды, её нужно изготавливать, соблюдая все технологии.

Это возможно только в условиях предприятия, где есть специальное оборудование и, главное, — печи. Ведь за время изготовления, изделие несколько раз проходит обжиг. Поэтому при покупке, рекомендуется обращать внимание на сертификат изделия, наклейку, клеймо.

Особенности ухода

Хохлома не боится влаги, не боится она и горячего. Про неё говорят: «в огне не горит, и в воде не тонет». Главное соблюдать следующие правила:

  • Не ставить в микроволновую печь
  • Не мыть в посудомоечной машине
  • Не ронять, иначе от сколов нарушится лаковый слой.
  • После мытья вручную, протирать насухо.

Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».

Хохломская роспись

История

Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.

История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.

Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.

Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.

Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.

Хохломская роспись

Ложки, плошки и всё на свете.

Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:

  • обилие леса;
  • близость Волги — главной торговой артерии;
  • распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
  • местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.

Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

Техника росписи

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.

Этапы производства хохломской посуды:

  • изготовление посуды нужной формы;
  • сушка;
  • грунтовка белой глиной;
  • нанесение на поверхность олифы;
  • затирка алюминиевого порошка;
  • роспись;
  • нанесение несколько раз специального лака;
  • закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.

Хохломская роспись

Мастер наносит роспись на большующую ложку.

Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:

  • спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
  • стеблей;
  • цветов;
  • листиков.

Хохломская роспись

Основные виды орнамента:

  • «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
  • «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
  • «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;

Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.

Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.

Хохломская роспись

На Нижегородской ярмарке.

Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

  • В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 182

    Скопировать библиографическую ссылку:

    Хохломская роспись

    ХОХЛОМСКА́Я РО́СПИСЬ, рус. нар. ху­дож. про­мы­сел. Воз­ник во 2-й пол. 17 в. на тер­ри­то­рии совр. Ко­вер­нин­ско­го р-на Ни­же­го­род­ской обл. На­зва­ние про­мыс­лу да­ло с. Хох­ло­ма той же об­лас­ти – центр сбы­та из­де­лий Х. р. в 18 – нач. 20 вв. Вы­то­чен­ные из де­ре­ва пред­ме­ты (пре­им. по­су­да) грун­ту­ют­ся рас­тво­ром гли­ны, сы­рым льня­ным мас­лом и по­рош­ком оло­ва (в совр. из­де­ли­ях – алю­ми­ния), по слою грун­та рас­пи­сы­ва­ют­ся рас­тит. узо­ром в сво­бод­ной кис­те­вой ма­не­ре пись­ма, за­тем по­кры­ва­ют­ся ла­ком из льня­но­го мас­ла (ны­не син­те­ти­че­ским) и за­ка­ля­ют­ся при вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре в пе­чи, где плён­ка ла­ка ста­но­вит­ся по­хо­жей на по­зо­ло­ту. Для ко­ло­ри­та Х. р. ти­пич­но со­че­та­ние крас­но­го и чёр­но­го цве­та с зо­ло­ти­стым. Рас­про­стра­не­ны ти­пы рос­пи­си – «вер­хо­вая» (крас­ным и чёр­ным на зо­ло­ти­стом фо­не) и «под фон» (зо­ло­ти­стый си­лу­эт­ный ри­су­нок на цвет­ном фо­не). С 1960-х гг. цен­тры – дер. Сё­ми­но Ко­вер­нин­ско­го р-на и г. Се­мёнов. Мас­те­ра: Ф. А. Бе­дин, А. Т. Бу­со­ва, О. Н. и С. П. Ве­се­ло­вы, Е. Н. Дос­па­ло­ва, З. Ф. Кие­ва, О. П. Лу­ши­на и др.

    Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

    Центры

    В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

    Технология

    Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

    Хохломская роспись

    После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

    Хохломская роспись

    Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

    • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
    • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
    • «кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

    Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

    Хохломская роспись

    Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

    Яркая, сочная, интересная хохломская роспись сразу привлекает к себе внимание.

    Хохломская роспись

    Мастерам росписи приходится долго учиться, чтобы уловить особенности этих легких штрихов, изящных травинок и потрясающих воображение птиц. Тем не менее, научиться хохломской росписи можно. Необходимо отточить владение основными элементами, а остальное придет с опытом.

    Немного о хохломе

    Хохломская росписьКак известно, хохлома — это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел «переместился» в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.

    Отличительная черта хохломы — растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подоный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

    Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый — это «верховая» роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй — роспись «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской.

    Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

    Основные элементы хохломской росписи

    Есть несколько «фирменных» элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.

    -«Осочки» (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

    -«Травинки» (мазки с небольшим плавным утолщением)

    -«Капельки» (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

    -«Усики» (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

    -«Завитки» (то же, что и «усики», но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

    -«Кустик» (комбинация симметрично расположенных «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»)

    -«Ягодки» (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания «разживляются» желтым цветом.

    Хохломская роспись

    Хохломская роспись

    Хохломская роспись

    Обучение

    Простыми словами невозможно объяснить, как же создаются эти элементы узора и как они складываются в готовый узор. Поэтому предлагаем посмотреть несколько видео с мастер-классами по рисованию некоторых элементов хохломского узора. Смотрите, учитесь, пробуйте. И помните, что без практики никакое мастерство не возможно.

    Хохломская роспись

    Знаменитой хохломе около 300 лет. Своему появлению роспись обязана старообрядцам, которые обосновывались на левобережье Волги после церковной реформы. Они стремились сохранить традиции иконописи, и в поисках доступной замены сусальному золоту нашли способ тепловой обработки металлизированного алюминиевого и оловянного порошка с применением олифы. Так появилось уникальное хохломское золото, а сама технология золочения дерева постепенно перешла в быт — стали делать посуду, мебель и предметы декора.

    Технология по-прежнему включает в себя пять операций. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают детали мебели, посуду, вырезают ложки и ковши. Потом изделия сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета. Затем похожие на глиняные заготовки пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Так они становятся матово-блестящими, будто серебряными, и в таком виде поступают в цеха росписи. В хохломе всегда используется только четыре цвета: красный, черный, зеленый и желтый. Настоящая хохлома не имеет начала и конца: нельзя понять, где узор начинается и где заканчивается. Расписанные изделия два-три раза покрывают пищевым лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Так они превращаются в золотые. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.

    С годами хохломские узоры менялись незначительно, но есть исключения. В 1980-е годы, благодаря певице Людмиле Зыкиной, появилась новая хохлома. В знак благодарности за газификацию предприятия певице подарили хохлому с ее любимыми ландышами. Как в традиционный узор вписать эти нехарактерные цветы, художницы думали несколько месяцев и в итоге рассыпали цветы по зеленому фону. Пять лет ушло на то, чтобы доказать искусствоведам сочетаемость новой росписи с традициями, и сегодня на зеленую хохлому приходится около 30% товарооборота семеновской фабрики.

    Городская и деревенская

    Существует две традиционные школы хохломской росписи — семеновская и ковернинская. Семеновскую хохлому называют городской, здесь мастера склонны к тонким и витиеватым узорам, сложному орнаменту. Ковернинскую называют деревенской хохломой, для нее характерны раскрепощенный узор, свободные кистевые мазки.

    Поначалу хохломская роспись была делом исключительно мужским: зимой, с октября по март, крестьяне севера Нижегородской области пытались занять свое время с пользой для заработка. Женщины взялись за кисти после двух войн прошлого столетия, и хохлома стала другой — более художественной,затейливой, витиеватой.

    Хохломская роспись

    «Хохлома — это бренд»

    Генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина — о том, как отличить настоящую хохломскую матрешку от китайской подделки, у кого из семеновских художников Денис Симачев «срисовал» хохломской узор и как фабрика с 300-летней историей ищет баланс между сохранением традиций и финансовой стабильностью.

    Хохлома — один из самых древних видов росписи, зародившийся на Руси. Хохломой расписывают деревянную посуду. Узнать хохломскую роспись очень просто: яркие детали на темном фоне, отличается своей простотой, лаконичностью и выразительность, можно смело сказать, что такой вид росписи наиболее красноречив, чем самые сложные работы. Представляем интересные факты о хохломской росписи.

    Хохломская роспись

    Возникновение

    1. Влияние старообрядцев.

    Хохломская роспись появилась на территории Нижегородской области, где в 17 веке в лесах проживали старообрядцы, занимающиеся иконописью. По легенде именно старообрядцы подсказали крестьянам технику росписи, которую впоследствии назовут хохломской.

    1. Хохломская роспись как последствие татаро-монгольского нашествия.

    Многие историки считают, что хохлома появилась в результате татаро-монгольского нашествия. Действительно, татаро-монголы сильно разорили и опустошили нижегородские земли. Жители разграбленных земель обеднели, поэтому им нужно было зарабатывать деньги. Они решили продавать расписные изделия. Это позволило им перестать заниматься земледелием, доход они получали от продажи посуды, расписанной хохломой.

    Хохломская роспись

    Процесс изготовления

    1. Секрет.

    Хохлома имеет золотую отделку, но на самом деле ее делают не из драгоценного металла. Деревянную посуду покрывают серебристым оловом, а уже после обжига посуда выглядит так, словно покрыта золотом. Секрет в том, что посуду покрывают специальным лаком, сделанным из льна.

    Посуду, расписанную в стиле хохломы, активно отправляли в другие страны по реке Волги. Изделия шли на экспорт в Индию, Среднюю Азию и Персию.

    В конце девятнадцатого века хохломская роспись стала популярной в Париже.

    Самой известным и популярным изделием на протяжении длительного времени была хохломская ложка. Умелые мастера могли изготовить ее всего за пятнадцать минут.

    Хохломская роспись развивалась очень бурно, что привело к появлению скупщиков. Быстрое развитие сказалось на качестве изготовленной продукции: появилось желание покупать дешевый товар, а на качество особо не обращали внимание. Чтобы избежать спада качества изделий, была создана специальная школа, в которой мастеров обучали обрабатывать и расписывать дерево. Создание такой школы позволило сохранить качество изделий и увеличить количество продукции.

    Хохломская роспись

    Рекорды

    1. Самая большая хохломская ложка

    В музее, располагающемся при фабрике хохломы, хранится самая большая деревянная ложка. Ее длина составляет два метра и шестьдесят семь сантиметров.

    1. Самая большая чаша.

    В этом же музее находится и самая большая в мире деревянная чаша. Ее высота равняется двум метрам.

    Популярность

    1. Немцы.

    Немцы пытались перенять технику изготовления хохломской посуды, но несмотря на значительные усилия, сделать им это не удалось.

    1. Плавучая выставка.

    В первом десятилетии ХХ века была организована плавучая выставка. Эта выставка отправилась одесского порта, побывала в Египте, Турции, Ливане.

    После этой выставки была организована продажа хохломской посуды в таких больших городах, как Варшава и Париж.

    1. Небесная выставка.

    Хохломская роспись красовалась и под облаками. Ее были расписаны восемь лайнеров в честь сорокалетнего юбилея полетов из Лондона в Москву.

    1. Международный фестиваль.

    В городе Семенове, который называют столицей хохломы, проходит Международный фестиваль народных промыслов, фестиваль называется «Золотая хохлома».

    Символом фестиваля является пирог (его высота – два с половиной метра) в виде символа хохломы — жар-птицы.

    История

    После революции 1917 года власть поддерживала развитие хохломы: в творчество мастеров не вмешивались, творчество процветало.

    С годами выпускники Семеновской школы вносили изменения в роспись, добавлял новые элементы. Выпускаемые изделия были нацелены на экспорт, так как в России они не пользовались популярностью.

    1. Вторая Мировая война.

    Все предприятия во время войны были нацелены на нужды фронта, предприятия, на которых производилась хохломская роспись, исключением не были. Многие мастера своего дела умерли в бою, поэтому роспись немного изменилась. Новые мастера внесли свои изменения, узоры стали более сложными.

    Хохломская роспись

    Не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте.

    Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области куда в XVII в. бежали из подмосковных земель старообрядцы последователи Аввакума не принявшего церковную реформу Никона. Пришельцы-переселенцы были знакомы с различными ремеслами, в том числе резали ложки, переписывали старинные книги. Им был известен способ золочения твореным золотом, т.е. растертым в порошок и смешанным с клейкими веществами. Следует отметить, что XVII-XVIII вв. русские иконописцы умели также имитировать золочение, употребляя вместо золота серебряный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым вареным льняным маслом (олифой), которая становилась похожей на золотую. Однако и серебряный порошок был дорогим для крестьян, поэтому деревенские художникииспользовали более дешевый – оловянный. Так хохлома, используя опыт иконописцев и мастеров церковной утвари, а также местные традиции посудного дела и явилась более поздним отражением искусства окраски дерева на Руси.

    Со временем искусство хохломской росписи распространилось по всемуЗаволжскому краю. Само же село Хохлома Ковернинского района стало местом торжищ и базаров, где оптом продавали готовые расписные изделия, а мастера приобретали заготовки. В начале прошлого века кустари г. Семенова (И.И. и С.С. Юзиковы, А.П. и Я.И. Распопины, Я.Д. Красильников, И.Е. Тюкалов и др.) объединились в артели под руководством художника Г. Матвеева. В результате была создана школа росписи и токарного искусства, а Семенов превратился в столицу золотой хохломы. К 1919 г. были зарегистрированы Семинская, Новопокровская, Хрящевскаяи Мокушинская артели, объединившиеся в 1960 г. в один коллектив – фабрику «Хохломской художник», которая преобразована в 1991 г. в ОАО «Хохломской художник».

    Главной темой хохломских художников является растительный орнамент с насыщенными красками осеннего русского леса. Однако в начале ХХ в. были попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком и даже с геометрическим орнаментом. Появились и новые технологии, составы красок, позволявшие надолго сохранять блеск изделий, чтобы продолжить их многолетнее использование их в быту. Золотой хохлому называют за ее характерных цвет и блеск, которые достигаются использованием алюминиевой краски и льняного масла, сплавляющихся при обжиге в печи при температуре около 300 °С.

    Различают следующие стили росписи: кудрина («кудрявый» орнамент золотого и черного цветов, одним из источников которого стали старообрядческие рукописные книги с их заставками со сложными узорами в виде переплетенных растений, перехваченных колечками, украшенные золотом и подцвеченные киноварью)), травка (изображение ягод и зеленых листьев с волнообразным ритмом побегов), подфон (растительный орнамент на черном фоне), а так же редкие – древко и пряник. Идею создания в хохломской росписи древних славянских символических изображений выдвинул в середине 50-х годов прошлого века один из старейший художников хохломы – С.В. Веселов. Так, древний символ – «пряник», композиция которого включала изображение растительных волнообразных побегов, то расходящихся, то сливающихся в единую ветвь, каждый завиток стебля которой венчает гроздь ягод или алый цветок, являл собой солнышко.

    К концу ХХ в.окончательно сформировался уникальный стиль хохломской росписи, предполагавший лишь растительные мотивы, допуская фигуры птиц и рыб.

    Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо «фоновое», в котором узор золотой, фон черный или красный.

    Традиции хохломской росписи в настоящее время продолжают фабрика ЗАО «Хохломская роспись» в Семенове, ОАО «Хохломской художник» и ООО «Промысел» в д. Семино Ковернинского района. В историю хохломы вошли имена патриархов хохломской росписи: братьев Ф.Ф. и С.Ф. Красильниковых, братьев А.Г. и Н.Г. Подоговых, А.М. Серова, Ф.А. Бедина, С.П. Веселова. Продолжают их традиции народные художники России, лауреаты Гос. Премии России им. И.Е. Репина В.А. Удалова, А.С. Карпова; заслуженные художники России О.Н. Веселова, Н.Г. Тимачева, Е.А. Лямина, Н.П. Пешехонова, Т.А. Касаткина и др.

    Профессиональную подготовку художников росписи по дереву проводит в г. Семенове ГБОУСПО «Семеновский индустриально-художественный техникум», имеющий Воскресенский филиал.

    Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

    Хохломская роспись

    Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

    Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

    Роспись бывает «верховая» — на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота 🙂

    Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там — берите в руки кисть и краски и вперёд!

    Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.

    Хохломская росписьХохломская роспись

    Хохломская росписьХохломская роспись

    Узор листочки — стебельки и листики.

    Хохломская росписьХохломская роспись

    Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

    Хохломская росписьХохломская роспись

    Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

    Хохломская роспись

    В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

    Хохломская роспись

    Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector