Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

  1. Статьи
  2. История

В мире наших предков смерть всегда была рядом. Люди умирали от эпидемий, голода и войн, их близких воровали враги, чтобы принести в жертву. Дорога на тот свет была тоже непростой, а похоронные обряды порой сильно отличались. Лайф выяснил, как при помощи обрядов спасались от мора, колдовства и нежити древние славяне.

Курганы и похоронные избы

Самым известным погребальным обрядом считается обряд курганного захоронения, когда знатного воина, вождя или героя хоронили в глубокой могиле со скруглёнными краями, которую ориентировали по оси юго-восток — северо-запад, сверху делали накат из брёвен, а потом насыпали курган от трёх до шести метров.

Избушка на курьих ножках

Но простых людей хоронили в обычных могилах, весьма напоминающих современные, с той лишь разницей, что тело покойника могли положить на бок или придать ему скрюченное положение. Кладбища устраивали на возвышенных местах: в центре располагались могилы знати, а по краям хоронили людей попроще.

Однако монах Нестор в «Повести временных лет» упоминает обряды куда более странные, а порой и более жестокие. Весьма распространённым похоронным обычаем был древний обряд кремации покойников, когда тело сжигали в погребальном костре, после чего прах собирали и складывали в керамическую урну. Затем её помещали в домовину — выдолбленный изнутри ствол дерева, а домовину уносили в чащу и оставляли на пнях или колодах так, чтобы она не касалась земли.

Недаром у славян в сказочной избушке на курьих ножках жила «Баба-яга, костяная нога, нос в потолок, а нога — из угла в угол». Скорее всего, это было описание могилы, а нога «из угла в угол» была самой длинной костью в теле человека — бедренной, которая редко сгорала в огне. Именно поэтому сказочная хозяйка избы была подслеповата и никогда не покидала своего жилища.

Соумершие и «дети-берегини»

Избушка на курьих ножках

В древнеславянских племенах была широко распространена вера в то, что душе умершего, чтобы достичь страны мёртвых, нужен особый «проводник» — соумерший. Археолог Борис Рыбаков даже считал, что слово «смерд» ведёт своё происхождение именно от такого соумершего человека.

Иногда для того, чтобы покойник достиг Нижнего мира, в жертву приносили собаку или даже волка. Но более известны случаи, когда вместе со знатным вождём на погребальном костре сжигали его вдову — подобное происходило с согласия женщины. Чаще на тот свет в качестве соумерших отправлялись рабыни, а в том случае, если хоронили князя или полководца, их сопровождали молодые холостые воины, иногда целыми отрядами.

Но бывали и жертвы другого рода: волхвам и пожилым знатным людям мужского пола в могилу клали убитого подростка или ребёнка — мальчика. Например, в найденных археологами на горе Богит у реки Збруч в Тернополе могилах волхвов —подложенные соплеменниками убитые двухгодовалые дети.

Неизвестный автор XII века на полях труда «Об идолах» Григория Богослова сделал такую пометку: «Они. идолищам поганым молятся и младенци знаменуютъ мертви и берегинями их называютъ». К несчастью, в дохристианской Руси детей до семи лет почти не хоронили на кладбищах, поскольку считалось, что до подобной почести они «не доросли». Поэтому их закапывали недалеко от дома, а иногда и под домом. Отголосок этой традиции был жив вплоть до середины XX века, когда колхозницы в деревнях хоронили умерших младенцев в огородах.

Хуже всего после смерти приходилось тем, кого подозревали в колдовстве или наведении порчи на соплеменников.

Избушка на курьих ножках

Часто в этот разряд попадали и те люди, которые страшно мучились перед смертью. Сородичи считали, что «ведьмак мучается, не может свою силу никому передать». Для того чтобы душа колдуна быстрее покинула этот мир, иногда разбирали крышу и потолок жилища.

Чтобы передать свою силу другому человеку, колдун должен был коснуться его пальцем. Этот-то палец, якобы наделённый страшной силой, и становился целью злоумышленников, когда колдун умирал. Считалось, с его помощью можно повелевать духом умершего. Южные славяне верили, что палец колдуна открывает все замки.

Чтобы умерший колдун не начал мстить и не забрал с собой ещё кого-нибудь, его хоронили лицом вниз, череп пробивали заговорёнными гвоздями, а в рот клали камень. Саму могилу тоже закладывали тяжёлыми камнями, чтобы покойный не смог из-под них выползти.

Если же умерший отличался таким неспокойным нравом, что и после смерти продолжал тревожить своих земляков, а в селении начинали по непонятным причинам умирать молодые люди, то славяне верили, что он стал упырём.

Тогда могилу вскрывали, труп упыря пронзали колом или железным костылём, отрубали голову, а если и это не помогало, то рубили на куски и сжигали. В Киеве советские археологи нашли захоронение, покойник в котором был пронзён метровым железным костылём, а внизу гроба этот костыль был загнут.

Избушка на курьих ножках

Фото © Public Domain

В категорию опасных покойников попадали не только колдуны, ведьмы или упыри. Древние славяне верили, что нежитью может стать любой, кто не дожил свой век, умер насильственной смертью. Считалось, что дух такого человека будет бродить по земле, пока не отбудет на ней столько, сколько ему было положено.

С большой опаской относились к утопленникам, особенно к утопленницам, которые, согласно поверью славян, становились русалками.

Верили, что «неправильные» покойники могут стать причиной морового поветрия — эпидемии. Происходило это якобы из-за того, что подобного человека нельзя хоронить там, где хоронят остальных. Нельзя осквернять мать-землю телами таких людей, хоронить их следует по-особому. Нарушивших табу ждёт проклятие. Более того, заболевшие и умершие от мора люди тоже становились «неправильными» покойниками, ведь, во-первых, они умирали молодыми, а, во-вторых, болезнь в представлении древних славян вызывалась злобными духами, которые вселялись в проклятого человека. Подобных подозрительных покойников хоронили в отдалении от жилья, на пустырях.

Избушка на курьих ножках

Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.

Изба и ее хозяйка

Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.

Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?

Связь с языческим погребальным обрядом

Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично.

Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).

Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.

Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.

Избушка на курьих ножках

Много в русских сказках есть необычных и волшебных предметов и явлений — скатерть-самобранка, меч-кладенец, яйцо, в котором хранится смерть Кощея, и т.д. Один из самых ярких образов — это, конечно, избушка на курьих ножках.

Как мы все прекрасно знаем с самого детства, избушка эта непростая — она стоит к лесу лицом и войти в нее можно, только развернув ее волшебной фразой: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Оно и понятно, обитательница у нее тоже с норовом — сама Баба Яга!

Интересно, что за этим сюжетом кроются исторические корни. И избушка в сказках совсем не случайно выглядит так странно. На это есть свои обоснования — они кроются в языческих традициях древних славян.

Итак, почему же у этой избушки курьи ножки и она так странно себя ведет?

Избушка на курьих ножках

Если заглянуть в словарь Владимира Даля, то там все просто. Он пишет, что в старину на Руси деревянные срубы ставили на пеньки, чтобы они не подгнивали снизу. Особенно это было актуально для болотистых мест.

Вроде бы все логично, вот только странно — почему она тогда стоит на опушке леса. Там-то откуда болота?

Избушка на курьих ножках

Даль жил в середине XIX века, еще до того, как исследователи начали подходить в фольклорному материалу с серьезным научным аппаратом. А уже в 1930-х годах видный русский филолог Владимир Пропп убедительно доказал, что образ Бабы Яги и ее жилища неразрывно связан с представлениями о загробном мире и обрядом инициации.

Избушка стоит на опушке леса, потому что именно в лесу, по славянским верованиям скрывалась таинственная страна мертвых — Навь. Все волшебные приключения с героями волшебных сказок происходят именно в мире мертвых. Там обитают и Кощей Бессмертный, и Змей Горыныч. Оттуда добываются разные чудесные предметы. Туда же уносят похищенных царевен.

Избушка на курьих ножках

Чтобы попасть в Навь, надо пройти через единственное место, где соприкасаются оба мира — а это как раз наша избушка. И живет в ней хранительница границы — Баба Яга. О ней мы уже писали с этой точки зрения, в конце заметки поделимся ссылкой.

Так вот исследователи полагают, что избушка — это место погребения. Самый настоящий домик мертвых. А ножки у нее вовсе не куриные, а курные. Дело в том, что после помещения в такой гроб (домовину — по-древнерусски), полагалось ее обкурить дымом. Это часть старинного погребального обряда. Раньше покойников принято было сжигать.

Избушка на курьих ножках

Позднейшие рассказчики сказок уже не знали такого обычая и слово «курные» поняли по-своему. Так и появилась избушка на курьих ножках.

Сделать настоящую избушку для Бабы Яги довольно просто, надо только запастись терпением.

  • Картон;
  • бумага офисная А4;
  • лотки от яиц для папье-маше;
  • клей ПВА;
  • клей строительный силиконовый или жидкие гвозди, или клей Момент;
  • ветки березовые (или другого дерева) разной толщины;
  • проволока алюминиевая, медная
  • шпагат джутовый;
  • мох, сизаль для отделки;
  • щепки для отделки двери;
  • морилка;
  • акриловая краска коричневая, зеленая, сиена.

1. Сначала вырезаем из картона макет избушки. У меня размеры стен 19*20 см. Боковые части вырезала вместе с фасадом для крыши. Сама крыша 20*20 см (2 шт). Далее прорезаем отверстия для окошек и дверь. Ее вырезаем только с трех сторон, оставляем одну сторону для открывания. Соединяем все стены малярным скотчем, внутри и снаружи.

Сразу оговорюсь — не обязательно делать все аккуратно, т.к. это старая покосившееся обветшалая избушка.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

2. Далее «крутим бревна». Я взяла бумагу А4, разрезала пополам и на карандаш накрутила трубочки, скрепляя их бумажным скотчем. Тем же скотчем закрываем торцы трубочек. Их у меня получилось около 100 шт.

Избушка на курьих ножках

3. Приклеиваем наши «бревнышки» к стенам избушки, обрезая до подходящего размера вокруг окон и дверей. Я применяла для этого силикатный строительный клей — он липкий, сразу схватывается и прозрачный. Не забываем про перекрестное соединение на углах, как в настоящей бревенчатой избе. После приклеивания намазываем всю избушку клеем ПВА для прочности «бревен».

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

4. Пока бревна сохнут, займемся крышей. Для имитации черепицы крыши я использовала штапики для мебели (просто у меня их много), но можно использовать например палочки из-под мороженного или палочки для суши, или щепки. Здесь как подскажет Вам фантазия и имеющийся материал под рукой. Я наклеила мои штапики тем же строительным клеем на картонные заготовки.

Избушка на курьих ножках

5. Оформляем дверь- для этого приклеиваем цепки разной длины и ширины на нашу картонную дверь, подбирая по размеру и эстетичности. Приклеиваем перекладины. Отдельного фото двери нет, но она хорошо видна на следующих фото.

6. Замешиваем массу папье-маше. Для этого рвем на мелкие кусочки лоток из-под яиц, заливаем кипятком, после размягчения массу немного отжимаем и подмешиваем клей ПВА. Я сделала ее густой, чтобы можно было залепить промежутки между «бревнами».

Избушка на курьих ножках

7.Далее там где есть пустые промежутки, в стыках стен, между бревнами, на крыше, налепливаем массу папье-маше. Это придаст ветхости избушке.

Избушка на курьих ножках

8. После этого покрываем всю избушку морилкой (у меня неводная, цвет Палисандр).

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

9. После высыхания прокрашиваем акриловой краской — я смешала коричневую, сиену и зеленую, грубой кисточкой, чтобы придвть бревнам естественность, прожилки и фактуру дерева.

Избушка на курьих ножках

10. Приступаем к ножкам. Для этого из алюминиевой проволоки формируем куриные ножки, обматываем их медной проволокой (так как она более эластична) для прочности.

Избушка на курьих ножках

11. Далее обматываем ножки шпагатом, фиксируя его горячим пистолетом.

Избушка на курьих ножках

12. Делаем отверстия в полу избушки, вставляем наши ножки и крепим изнутри и снаружи силиконовым клеем, после высыхания он очень прочный, накрепко зафиксирует их на своем месте.

13. На этом этапе, по желанию, можно оформить внутреннее убранство избушки. Я из картона смастерила печку, нарисовала очаг, слепила котел из самозатвердевающего пластика. Также покрыла пол рогожкой и приклеила всё это в избушке.

Избушка на курьих ножках

14. После этого крепим крышу на своем месте. Прикрепляем избушку к подставке с помощью того же строительного клея или жидких гвоздей.

15. Из толстых веток делаем «конек» на крыше. Оформляем окна с помощью тонких веточек.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Таким же образом обрамляем дверь.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

16. К основанию ножек горячим клеем приклеиваем перья — это же куриные ножки 🙂

Избушка на курьих ножках

Оформляем избушку мхом, сизалем, перьями, шишками.
Добавляем аксессуары — у меня сидит паучок при входе, сова на крыше. Ее я сваляла из шерсти.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Вот такая получилась в итоге избушка на курьих ножках!

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок.

Баба-яга

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках

В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».

Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным.

Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть».Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Змей Горыныч

В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии.

В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».

Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов. Были ли реальные прототипы этих характеристик в архитектурных сооружениях наших предков? Давайте разбираться.

Курьи ножки

Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!

Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных — то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы

Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной). Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.

Справедливости ради стоит упомянуть, что не только могильные домики ставили на высоких опорах, но поскольку по практически общепризнанному мнению, наша бабуля сторожила границу между мирами, то вероятнее именно вариант, связанный с погребальным ритуалом. К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.

Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.

Внутри находилась деревянная кукла иттарма — вместилище души предка — в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.

Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Только ли чудом можно объяснить подобное?

Поворотный механизм

Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).

Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры — те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.

Вот и получается, что прообразы чудесных свойств Бабы Яги существовали в реальной жизни. Может, и шапка-невидимка отыщется? Сапоги-скороходы? Или скатерть-самобранка? Шучу, конечно. Но остается еще один вопрос: нет ли противоречия в соединении конструктивных свойств погребального домика и мельницы?

Думаю, что нет. Во-первых, в сказке возможно все: там другая действительность, другое пространство и другое время. Во-вторых, мельники и мельничихи всегда связывались в народе с особыми качествами, замешанными на магии. Котик бабушкин тоже ведь ассоциируется с животным населением мельниц… В любом случае, уж больно интересное жилище у Бабы Яги.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей. — поэма «Руслан и Людмила» – А. С. Пушкин.

Всё тут у Пушкина необычно, всё сказочно и чуднО: и кот говорящий, а не просто мяукающий, и русалка на ветвях сидящая, а не в реке купающаяся, и избушка на курьих ножках.

Я вот подумала, почему у Пушкина избушка на курьих ножках без окон и дверей?
Ведь в русских народных сказках избушка на курьих ножках — жилище Бабы-Яги с окошком и крыльцом, а раз есть крыльцо, то есть и дверь. Так и говорится в сказках — «Избушка на курьих ножках, об одном окошке, с крытым красным крыльцом». Она стоит в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию «добра молодца»: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами».

А у Пушкина она без окон и дверей. То есть, где зад, где перед – неясно.
И понятно, что Баба – Яга из такой избушки в ступе вылетает из трубы и влетает в трубу же обратно. Двери – то нет. И уж никто не может войти в такую избушку без окон и дверей, а значит не может никого бабуся зажарить в своей печи и съесть, как рассказывается в сказках.
У Пушкина Баба-Яга получается добрая. А зачем её избушке без окон и дверей курьи ножки? Чего ей вертеться, если нет ни переда, ни зада?

А затем, что Бабка – то эта, вероятно, любила покружиться, как на карусели, она, видно, была душой совершеннейший ребёнок, она наслаждалась кручением, сидя в своей избушке-карусели, как какой-нибудь ребёнок наслаждается в парке аттракционами.

Как не любить такую бабульку, она же, как малый ребёнок! Несомненно, и Александр Сергеевич любил эту бабульку. И призывает нас любить её: добрую, весёлую, озорную, совсем не вредную.

Да, у Пушкина всё пропитано любовью, каждая строчка в его сказках поёт о любви к нашей Руси и к её сказочным персонажам.

Избушка на курьих ножках

На самом деле «курьи ножки» — это «курные ножки». То есть «обкуренные дымом»(высокая температура, дым и сажа при окуривании предохраняют дерево от гниения). Избушка Бабы Яги «срисована» с реалий жизни древних славян(и не только ). Как известно ,раньше славяне не хоронили мертвых, а сжигали труп в специально оборудованной печи . Строили для этих печей избушки – домики, которые ставили на курные (т.е. окуриваемые) пеньки. И после кремации помещали прах в эти же могильные домики. Душа с дымом костра поднимается в небо.

Арабский дипломат Ибн-Фадлан записал в 922 г. речь русского купца во время проведения кремации соотечественника: ““Вы, о, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Отсюда Баба-Яга являет собой представительницу мира мертвых или проводника в иной мир связанного с погребальными ритуалами., живущая в таком гробике.

В сказке избушка не имеет ни окон, ни дверей и действительно, постройки для мертвых делали именно такими. Однако вход в избушку все-таки был – со стороны леса, который символизирует иномирье. Впоследствии этот образ, видимо, и был положен в основу избушки Бабы Яги, как персонажа, тесно связанного с Царством мёртвых.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено такое сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей.

В 1966 г. был найден еще один «домик мертвых» в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Бытовые-хозяйственные срубы на на деревянных ножках широко известны ,это амбары,избушки охотников для припасов и добычи, так называемые лабазы.

Высота столбов амбара составляла 70-90 см. Столбовым опорам придавалась специальная форма в виде одного или двух усеченных конусов с горизонтальными площадками(как на первом фото ), преграждающих путь грызунам.

Избушки «на курьих ножках» ставились раньше во многих лесах охотниками или рыбаками. Охотясь в какой-то местности регулярно, в течение многих дней, требовалось место для того, чтобы переждать непогоду, спокойно переночевать не на сырой земле, отдохнуть, сготовить еду, просушить одежду.

Многие такие места по весне заливало разлившимися реками и озёрами. Поэтому и срубали два или более,рядом стоящие дерева на высоту подтопления при наводнении, которые и служили затем фундаментом будущей охотничьей избушке. Чтобы эти пеньки быстро не сгнили и избушка не упала, пеньки освобождали от коры и окуривали дымом, чтобы плесень и вредители не завелись.

Новости — Статьи — Почему в русских народных сказках избушка на курьих ножках?

Избушка на курьих ножках

Они на самом деле КУРНЫЕ (см. Курная изба)

Древний погребальный обряд включал в себя окуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.
Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода» .

«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира) , то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) . Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых) . Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)» . «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» . (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос» , ст. «Верования древних славян»)

В синематографе

Избушка на курьих ножках

См. также

Избушка на курьих ножках на Викискладе ?

  • Баба-Яга
  • Саамы

Примечания

  1. 12 Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274
  2. 12345678Избушка на курьих ножках // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2: З—О. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — 720 с.: ил.
  3. Избушка на курьих ножках // Михельсон М. И. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. — СПб., тип. Ак. наук, 1896—1912.
  4. Некрасов А.Н. Русское народное искусство. — М., 1924. — С. 40—41

Литература

  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1946.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Балун
  • Linas

Смотреть что такое «Избушка на курьих ножках» в других словарях:

Избушка на курьих ножках — ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. 1. Народно поэт. Сказочная избушка Бабы Яги. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… (Пушкин. Руслан и Людмила). 2. Пренебр. О маленьком, неприметном,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Избушка на курьих ножках — КУРА, ы, ж. (устар. и обл.). Домашняя курица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

избушка на курьих ножках — сущ., кол во синонимов: 1 • ветхое строение (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

избушка на курьих ножках — 1) В русских сказках: избушка Бабы яги на куриных ногах. * Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей (Пушкин) 2) О лёгком, непрочном строении … Словарь многих выражений

Избушка на курьих ножках — Избушка на курьихъ ножкахъ, пирогомъ подперта, блиномъ покрыта (сказочн.). Ср. Это что̀ за избушка на курьихъ ножкахъ? Да это сарай. Островскій. Горячее сердце. 4, 2, 1. Ср. Избушка тамъ на курьихъ ножкахъ Стоитъ безъ оконъ, безъ дверей. А. С.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Избушка на курьих ножках — упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом ; на куриных лапках, на веретенных пятках . По смыслу повествования И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Избушка на курьих ножках — 1. Фольк. Бревенчатый домик в лесу, где живет Баба Яга. Ф 1, 221; БМС 1998, 230. 2. Разг. Шутл. О ветхой и маленькой деревянной постройке. Ф 1, 221; БМС 1998, 230; СОСВ, 123; ЗС 1996, 134, 491; Верш. 4, 164. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Школа; здание … Большой словарь русских поговорок

Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта. — (из сказки). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Правильнее было бы назвать — строение из *овна и палок. Но я же скромный мальчик. Поэтому — избушка. arthurcs как-то спрашивал, будет ли избушка. Я подумал и решил, построю специална для ответа на его вопрос.

Но шутки в сторону, а дровенник (или дровник?), это и правда очень нужное строение, когда имеешь СВОЙ ДОМ, пусть и недостроенный.

Обычно, на зиму я строительство прекращал и в сарае для дров нужды не было. Но сейчас появились новые хотелки и основная — не замораживать работы до весны, а продолжать их вести и зимой. Печь есть. Дрова тоже имеются. Но раскиданы по всему участку. Во всех углах понемногу и даже в доме лежат. От стройки очень много отходов. И там, и сям, и везде. Надоело. Пора порядок наводить.

Что-то Алёнушка распилила на дрова.

Избушка на курьих ножках

Что-то спалила в костре…

Избушка на курьих ножках

Не знаю почему, но почему-то озаботился я сарайным вопросом только сейчас, практически глубокой осенью.

Начал место подбирать. И им оказался самый заросший угол участка, в котором не бывала нога человека моя нога.

Вот так он когда-то выглядел.

Избушка на курьих ножках

Немного почистил. Немного подсыпал. Кинул по углам честно стыренную где-то тротуарную плитку. И начал ваять.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector