Вологодское кружево

Кружево — прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

История возникновения промысла

История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке, именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2010 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

Узоры вологодского кружева

Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа, элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

  • Фарфорики.
  • Паучок.
  • Косорядка.
  • Мельница.
  • Дорожка.
  • Черепашка.
  • Рыбка.
  • Репеёк.

Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

Плетение вологодского кружева

В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

  • Коклюшки — специальные палочки с выемкой для намотки ниток. Этот рабочий инструмент, как правило, изготавливают из дерева.
  • Валик — набитая соломой или синтепоном матерчатая подушка. Именно на валике и плетётся изделие.
  • Вязальный крючок — его используют для сцепления пряжи.
  • Сколок — рисунок-схема, на котором точками обозначаются места расположения иголок. Сколки вологодского кружева всегда очень ценились и передавались от матери к дочери.
  • Иголки — требуются для того, чтобы закрепить переплетённые в особом порядке нити на схеме вологодского кружева. Кроме обыкновенных иголок, потребуются и декоративные, с бусинкой на конце.

Создание ажурного шедевра — это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

Вологодское кружево

(«Пыльник» для плетения)

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки;
  • шарфы;
  • платки;
  • кофты;
  • воротники;
  • салфетки;
  • перчатки и т.д.

Вологодское кружево

Вологодское кружево

ИСТОРИЯ РУССКОГО КРУЖЕВА

Русские кружева — самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом «кружево». И это неспроста — история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак — знакомимся: вологодские кружева!

А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И — Вологда!

Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому . отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения — летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.

Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним — по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.

Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.

На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.

По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к «сцепным» кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными «сцепками» и «решетками», выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.

Но были и мастерицы — «мерницы», которые плели т.н. «парное» или «мерное» кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.

Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты — ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы выходили из-под коклюшек вологодских мастериц. Историю промысла изучила Наталья Летникова.

Вологодское кружево

10 фактов о вологодском кружеве.

1. Прародители вологодского плетения родом из Европы. Первое иноземное кружево — из золотых нитей — попало в Вологду в ХVI веке по Северному морскому пути. Столетие спустя на Руси начали собственное производство… металлических кружев в Оружейной палате.

2. Массовый промысел своим появлением обязан крепостным. Русские мастерицы стали плести из льняных нитей. Во всех помещичьих усадьбах губернии появились свои мини-фабрики: оплетали Москву и Петербург. В губернии проживала треть всех кружевниц России.

Вологодское кружево

3. Французы и немцы именовали кружева «верхушка» или «зубчик». На Руси промысел назвали «круживо»: от слова «окружать» — наряды отделкой. Или название навеяно северной метелью? Теперь уж наверняка никто и не скажет.

4. Узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинная ажурная вышивка «вологодское стекло». В основу северных кружевных узоров легли традиционные промыслы Вологодской губернии.

5. Снежинка — главный символ вологодского кружева. Перед тем как кружево сплести, его придумывают. Мастерицы обладают поистине инженерной мыслью. В одном узоре переплетают до ста нитей.

Вологодское кружево

6. Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Ремесло недорогое. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек. Зарабатывали кружевницы до 20 рублей в год, но проводили за коклюшками по 16 часов в день.

7. Обучали кружевоплетению с пяти лет. Как правило, работали целыми династиями. К примеру, бабушка лауреата Госпремии им. Репина Веры Веселовой плела чулки и зонтики по особому заказу императорского двора.

8. Парижская премьера принесла северному рукоделию мировое признание. Вологодский кружевной союз в 1937 году получил Гран-при за новизну и художественное исполнение. Золотые медали привезли в Вологду из Чикаго, Филадельфии и столицы кружева — Брюсселя.

9. «Самое массовое кружевоплетение». Профессиональный рекорд поставили в Вологде 570 кружевниц, которые одновременно работали на протяжении двух часов. Событие международного масштаба: в акции приняли участие мастерицы из восьми стран — от Австралии до Канады.

10. Кружевные раритеты собраны в Вологодском музее. В числе четырех тысяч экспонатов — и первые кружева из золотых и серебряных нитей, прибывшие в губернию морем. Но главная гордость коллекции — работы вологодских кружевниц, что сказочник Степан Писахов назвал «мороженой песней».

Чистый источник

Категория:

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 415, фото: 26

Вологодское кружево

Вологодское кружево напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ, но ничто не может заменить собой его самобытную красоту.

Промысел существует с первой четверти прошлого столетия. А истоки его — в глубине веков, в стародавних народных представлениях о красоте жизни, о нравственной чистоте. В виде затейливых и гибких орнаментов эти представления запечатлелись в деревянной резьбе, в вышивках. Их отголоски мы находим и в вологодских кружевах.

Народная песня поется сердцем и поэтому, передаваясь от поколения к поколению, всегда выглядит свежей, обновленной, как будто родилась она сегодня. Так и вологодские кружева изначально возникают в душах мастериц. Теплые девичьи и женские руки передают им неповторимость живых человеческих чувств.

Плетение кружев требует художественной одаренности, терпения и сноровки. Дело это непростое. Вологодские кружева создаются с помощью коклюшек — палочек с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой — на другом.

Узор в виде непрерывной плавной линии, образованной выплетенной тесьмой, выступает на фоне тонкой „решетки». Изделия запоминаются своими стройными, мелодичными ритмами и пленительной ажурностью.

В 1960 году основано объединение «Снежинка», выпускающее мерные кружева, покрывала, салфетки и другие вещи, украшающие быт. Многие из них показываются на всесоюзных и международных выставках, неизменно вызывая восхищение зрителя, который словно бы попадает на праздник в северную русскую деревню, любуется дивным инеем на ветвях деревьев, искрящимися снежинками на шалях сельских красавиц.

Вологодское кружево
В. Н. ЕЛЬФИНА. Панно «Лето». 1979

Вологодское кружево
В.Н.ЕЛЬФИНА. Панно «Осень». 1979

Вологодское кружево
Заслуженный художник РСФСР В. Н. Ельфина

Творчество лучших вологодских кружевниц отмечено Государственными премиями, многим из них присвоены почетные звания. Им посвящены исследования искусствоведов, кинофильмы.

В современном искусстве вологодского кружева чистота традиций сочетается с органично входящими в них интонациями сегодняшней жизни.

Репродукции знакомят нас с различными стадиями изготовления изделий и с их создательницами.

Будто из волшебных лучей северного солнца сплетаются сказочные птицы и растения. С чувством соразмерности в орнамент вводятся также узорчатые изображения людей и строений.

Как и прежде, вологодское кружево вносит в нынешний интерьер благородство, возвышенность, сердечную теплоту. Оно сохраняет для наших современников ненарочитую естественную привлекательность. Радуют взор, настраивают на добрые думы вологодские жар-птицы, плетеные матрешки, пейзажи, занавеси, скатерти.

Гордятся своим творчеством опытные мастерицы. Приходят к ним на выучку и на смену молодые таланты.

Вологодское кружево
В. В. СИБИРЦЕВА. Занавес «Русь Северная». 1973

Вологодское кружево
Художник A. H. Ракчеева

Вологодское кружево
A.H. РАКЧЕЕВА. Панно «Веселая деревня». Фрагмент. 1975

Вологодское кружево
A. H. РАКЧЕЕВА. Сувенир «Снежинка». 1977

Вологодское кружево
Е.А. БЕРДЕГА. Полотенце «Петухи». Фрагмент. 1977

Вологодское кружево
Т.И. РУХЛОВА. Салфетка. Фрагмент. 1978

Вологодское кружево
Г.H. МАМРОВСКАЯ. Дорожка «Ветка». Фрагмент. 1977

Вологодское кружево
Лауреат премии им. Ленинского комсомола Г. Н. Мамровская

Вологодское кружево
Вид на палату Вологодского кремля

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

Наталия Борисова

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения — «столицей русского кружева».

Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) — заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени . Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское училище им. и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.

Вологодское кружево

Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) — Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им.

К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?

Вологодское кружево

Скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Автор — . Лён отбелённый, коклюшечное кружево, сцепная техника плетения, d — 300 см. Из собрания Вологодского государственного

И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева — «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).

Вологодское кружево

Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»

Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира — на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.

Вологодское кружево

Скатерть «Снежинка» в главной экспозиции Музея кружева. Вологда

Вологодский государственный — один из счастливых обладателей уникальной «Снежинки», ставшей поистине драгоценной жемчужиной главной экспозиции Музея кружева, открывшегося в ноябре 2010 года в Вологде. Каждый год туристы со всего мира спешат посетить музей и познакомиться с богатой историей промысла, услышать мелодичный перезвон коклюшек и открыть для себя «кружевную сказку Вологды», воочию увидеть непревзойдённую красоту вологодского кружева, символом которой была и остаётся «Снежинка» — «нетающий иней» вологодского кружева…

Вологодское кружево

Музей кружева в Вологде

Луиза Селянина
научный сотрудник отдела выставок и экспозиций Музея кружева

Nav view search

Навигация

Искать

Вологодское кружево

Подробности Категория: Кружево Опубликовано 25.03.2019 13:57 Просмотров: 478

Вологодское кружево

Вологодские кружева знают во всём мире. Они неоднократно получали на различных международных выставках высшие награды.

Вологда – наиболее известный центр производства кружева в России. Вологодское кружево – один из видов русского кружева, плетёного на коклюшках.

Из истории вологодского промысла

Но откуда пришёл на Вологодскую землю этот промысел – не совсем ясно. Называют Голландию, Испанию и Германию возможными родоначальниками кружевоплетения. Однозначно, что кружево зародилось в Европе, а в первой четверти XIX в. оно уже существовало на Вологодской земле как промысел. Хотя плести кружево здесь начали очень давно – примерно в XVI-XVII вв. Но мода – сильный двигатель прогресса. И если в Европе стали украшать бельё кружевами, то им тут же стали подражать и в России – наша страна всегда была богата талантами. Во многих помещичьих усадьбах создавали свои маленькие «фабрики», где плели кружева и отправляли их модницам в Москву, Петербург.

Вологодское кружево

В. Тропинин «Кружевница»
Недалеко от Вологды помещица Засецкая также организовала такую «фабрику», где выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья. Постепенно этот промысел переместился «в народ», это дело постепенно увлекало других и расширялось. Мастерицы во всех уголках страны стали изобретать свои узоры кружева.
В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.
Долгое время (почти до середины XX в.) преобладало мерное кружево для отделки белья. Позднее основными стали штучные изделия: дорожки, салфетки, нарядные воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.
В 1960 г. было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Ассортимент изделий этого объединения достаточно велик (более 300 наименований): мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников.

Вологодское кружево

Музей кружева в Вологде
В 2010 г. в Вологде открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.
Но увидеть дивные экземпляры вологодского кружева можно также в Вологодском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Как создаётся кружево

Вологодское кружево

Так создаётся кружево

Кружево плетётся на коклюшках (деревянных палочках). Коклю́шка – деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Верхняя утолщённая часть коклюшки называется головкой коклюшки, затем идёт шейка-катушка и ручка. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом».
Коклюшки могут быть изготовлены из дерева, пластмасс, слоновой кости, но чаще всего они всё-таки деревянные (из берёзы, клёна, бука, ясеня, рябины, яблони и других пород дерева). Коклюшки должны быть гладкими, твёрдыми, прочными и устойчивыми к образованию заусенцев. Размер, форма и вес коклюшек зависят от техники плетения, используемых нитей, а также индивидуальных предпочтений кружевницы.

Вологодское кружево

Коклюшки
Кроме коклюшек, для плетения кружева необходимы другие инструменты: подставка (станок), подушка (валик), рисунок кружевного узора (сколок), булавки.

Вологодское кружево

Станок для кружевоплетения
Для плетения кружев используют хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные и капроновые нитки. Типичный материал для вологодских кружев – лён, отбеленный или суровый.
Научиться плести кружево достаточно сложно. Сравните, например, плетение кружев с вязанием. При вязании используется всего одна нить, а при плетении кружев – множество нитей, до 60 и больше. Каждая нить наматывается на отдельную коклюшку. Мастерица (её называли «плетея») закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление.

Вологодское кружево

Куфтырь (набитый соломой матерчатый барабан) укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы – неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор. А создают узоры художники по кружеву – существует такая редкая специальность.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток. В XVII в. кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Вологодское кружево

Вологда всегда была одним из главных центров русского кружевоплетения, а в XIX в. стала самым знаменитым. Именно тогда мастерицы начали плести узоры в виде нежных звёздочек-снежинок. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле, которые исчезнут под первыми лучами мартовского солнца. Или похоже на тончайшую паутину, которая порвется от малейшего дуновения ветерка.
В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками» и особыми полотенцами – «убрусами».

Вологодское кружево

В настоящее время изделия вологодских кружевных фирм очень востребованы. Это удивительное творение фантазии и кропотливого труда никого не оставляет безразличным. Вологодское кружево известно по всему миру своим изяществом, красотой и изысканностью, сложностью плетения и оригинальностью рисунка.

Народные промыслы: Вологодские кружева

Вологодское кружево

Вологодские резные кружева —
В них вся суть народная жива.
Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.
(Леонид Юдников)

Застывший морозный узор – тонкие, причудливые линии, хрупкий рисунок. Красота русской северной зимы – вологодские кружева. Откуда появилось это чудо? Как знать – может сам Дед Мороз создает рисунки узоров для вологодских кружевниц. До Великого Устюга рукой подать!

Откуда пришел на вологодскую землю этот удивительный народный промысел — так и осталось загадкой. Голландские, немецкие, итальянские или испанские кружева первыми попали в Россию? Трудно сказать, но, увидев драгоценные изделия из золотых нитей, наши мастерицы создали свое русское чудо. Из льняной ниточки, тонкое, легкое как пух, белоснежное вологодское кружево.

Поначалу плели больше для себя или на подарок, продавали редко – по необходимости. Кружевница, работающая на продажу, зарабатывала до 20 рублей в год – неплохие деньги по тем временам. Родился народный промысел вологодского кружевного плетения в 1820-е годы. Известно, что к 1893 году в Вологодской губернии было около четырех тысяч кружевниц, а в 1912 году – около сорока тысяч. Первая профессионально-техническая школа мастериц кружевоплетения открылась в 1928 году. Вскоре был создан Вологодский кружевной союз и при нем художественная лаборатория. Почему лаборатория? Мудрено научиться плести кружево, но намного сложнее изобрести его – создать новый рисунок. Самыми удивительными секретами кружевного искусства владеет Художник по кружеву.

При плетении используется множество нитей, иногда более 60. Каждая ниточка намотана на коклюшку. Плетея-мастерица закрепляет нить и катает коклюшку на колене, пока ниточка не ляжет на место. На подставке крепится куфтырь – набитый соломой матерчатый барабан – валик. Барабан обернут самой важной частью процесса создания чудесных кружев – сколком. В бумажном сколке хранится главный секрет мастерицы – ее неповторимый рисунок. Плетея вставляет булавки в дырочки на сколке, перекидывает коклюшки, переплетаются нитки, плавно вьется по узорным решеткам полотняная тесьма-вилюшка.

Каждую ниточку, каждый узелок, каждую петельку точно рассчитывает художник, создающий сколок. Любая ошибка может превратить морозно-узорчатую скатерть в простое нагромождение ниток – и нет узора. Работа кружевного художника ювелирная, редкая. На приобретение нового рисунка, бывало, собирали средства всей деревней и на ярмарке выкупали разрешение перерисовать сколок!

Сколько чудесных вещей создают мастерицы из кружевной паутины: салфетки, воротнички, косынки, скатерти, накидки, шляпки …

Вологодские кружева

Что посмотреть

Вологодский кремль

Вологодский кремль — историко-архитектурный ансамбль в центральной части Вологды, заложенный как крепость в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного

Музей кружева

Вологда, Кремлёвская площадь, д.12, тел.:+7 (8172) 72-16-56
Единственный в мире Музей кружева

Спасо-Прилуцкий монастырь

Вологда, Прилуки, Спасо-Прилуцкий Димитриев епархиальный монастырь
Тел.:+7 (8172) 55-92-24
Один из самых древних и крупнейших монастырей Русского Севера.

А если вы хотите побывать в гостях у деда Мороза – Великий Устюг ждет вас! Заодно и разузнаете у Деда, как он рисует свои морозные узоры для вологодских кружевниц!

Вологодское кружево

Вологодское кружево

Вологодское кружево

Вологодское кружево

Вологодское кружево приобрело свою популярность благодаря своему изяществу, красоте и изысканностью, сложностью плетения и оригинальностью изображенного рисунка и множество раз завоевывало высшие награды на различных международных выставках.

История Вологодского кружева

Кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел развивается с начала 19 века. Принято считать, что кружево, как промысел, зародилось в Европе, а основными центрами развития кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.

В Вологде начало промысла относится к 1820 году, когда близ города в имениях помещиков крестьяне стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западу.

По официальным исследованиям установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие изделия из кружева в Санкт-Петербург и Москву.

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения

Вологодское кружево — это стиль

На сегодня Вологодское кружево обрело свою популярность по всему миру благодаря своей красоте и изяществу, а в современных реалях мира кружево и придает уникальность стиля своим обладателям. Ведь благодаря таким изделиям его обладатели подчеркивают свою индивидуальность, а наряд в котором они появляются привлекает к себе самое пристальное внимание окружающих.

Хотите подчеркнуть свой стиль? Манжеты или воротники из Вологодского кружева сделают это за Вас. Они подчеркнут Вашу уникальность. И это еще не все!

  • Туники
  • Блузки
  • Жакеты
  • Пелерины
  • Салфетки
  • Скатерти
  • Различные аксессуары

Вот не полный перечень изделий, которые представлены в нашем Интернет магазине, из Вологодского кружева.

Купить вологодские кружева

Купить вологодское кружево Вы сможете в нашем интернет магазине ArgNord, мы представляем самый широкий ассортимент кружевных изделий: скатерти и салфетки, стильную одежду, дополнительные аксессуары, и еще многое другое. Доставим понравившееся Вам изделие в Ваш регион

Рукоделие невероятной красоты, ювелирного исполнения, с богатыми узорами и нарядной фактурой. Вологодское кружево – известный во всём мире народный промысел родом с территорий Русского Севера. Каждый орнамент имеет свой ритм и будто оживает, придавая изделию неповторимую красоту и уникальность. Бесспорно, есть работы, которые являются настоящим произведением искусства.

Вологодское кружево

Историческая справка

Традиция обрамлять края одежды вышитыми узорами зародилась на Руси давно. Невозможно точно сказать, с какого века наши предки стали заниматься кружевоплетением, знаем только, что очень и очень давно. Таким способом украшали одежду женщины и крестьянского сословия, и дворянского, и царские особы. Только у представительниц знатных родов нарядное кружево могло содержать золотые или серебряные нити, жемчуга, а у деревенских красавиц кружево было по большей части изо льна.

Непосредственно искусство вологодского кружева появилось в России в XVII-XVIII веках. Тогда сложились чёткие правила кружевоплетения. Вплоть до начала XIX века рукоделием занимались дома, а первая фабрика появилась в Вологде. Там работали крепостные крестьянки. Этот народный промысел быстро приобрёл популярность, и уже к середине века вологодское кружево стало фирменным брендом Вологды. Теперь уже тысячи мастериц создавали сложные и оригинальные узоры. Орнаментальные рисунки в каждом уезде вологодской земли отличались друг от друга. Они были уникальны, а изделия характеризовались индивидуальностью мастерской работы. Разнилась и техника исполнения кружева. Пик популярности выпал на конец XIX – начало XX века. Тогда чудо-изделия вышли за пределы России и попали в Европу, где тут же стали модными.

Уникальные особенности вологодского кружева

Это кружево никогда не спутаешь ни с каким другим. В вологодском – присутствует обязательное деление на узор и фон. Тогда и получаются такие чёткие и выразительные линии орнамента, которые не сливаются со второстепенным фоном. Интересно, что на ранних этапах зарождения этого народного промысла мастерицы выбирали в качестве основного рисунка старинные мотивы преданий, легенд и сказок. Были также изображения птиц или древо жизни. В наше время кружевницы пользуются огромным выбором орнаментов на разные тематики, что даёт большое пространство для творчества и фантазии.

На протяжении XX века проходило много зарубежных и отечественных выставок и конкурсов, где изделия из вологодского кружева получали почётные места и всеобщее признание. Например, в 1937 году в Париже состоялась международная выставка, где всему вологодскому кружевному союзу присудили высшую награду – Гран-при.

Тогда же стране и миру стали известны особо выдающиеся мастерицы. Работы Капитолины Васильевны Исаковой, главного инструктора кружевной школы, отличаются спокойным лирическим настроением. Известное панно «Олени», выполненное ею в 1968 году, очень тёплое по атмосфере и виртуозное в исполнении. Бегущие по лесу олени изображены плавными линиями, каждая фигура на своём ряду. Общий рисунок не теряется на фоне лёгкой кружевной сетки. Белоснежные нити точно передают тишину зимнего леса.

Потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова благодаря своему высокому мастерству выполняла из кружева не только панно, но и предметы одежды и интерьера. Известна, например, её скатерть «Ладья» – воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации.

Сложные и масштабные композиции выполняла Виктория Николаевна Ельфина. В 1978 году она создала панно «Поющее дерево», где искусно передала приход весны, когда в природе просыпается жизнь. Её дерево цветёт и над ним кружат певчие птицы. А более ранняя её работа – скатерть «Снежинка» – стала визиткой всего кружевного промысла и символом объединения мастериц.

В 2010 году в Вологде в особняке XIX века открылся музей кружева. Помимо шикарной выставочной экспозиции здесь работают кафе, учебные классы и салон-магазин. Музей кружева является одним из восьми филиалов комплекса памятников Вологодского кремля, наряду с Музеем забытых вещей, экспозицией «Вологодская политическая ссылка», домом-музеем Петра I и этнографическим музеем в деревне Семёнково.

Вологодское кружево

Сегодня Вологда – крупный международный центр рукоделия, куда приезжают российские и зарубежные мастера, художники и просто почитатели этого масштабного и древнего русского народного промысла.

Мастер-классы в этнографическом парке

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Вологодское кружевоКаждый день в этнографическом парке проводятся бесплатные экскурсии, игровые программы и мастер-классы по традиционным ремёслам, декорированию и изготовлению оберегов разных народов мира. При входе в ЭТНОМИР выдаётся программа с указанием времени проведения активностей – наслаждаясь прогулкой и созерцанием, не забывайте поглядывать в программку, не пропустите всё самое интересное!

На нашем сайте в Календаре событий вы всегда можете ознакомиться с предварительной программой дня, наметить посещение того или иного мастер-класса, например: сделать своими руками игрушку Сороку-ворону!

Ссылка на основную публикацию